Почему в Санкт-Петербурге падающие балконы стали городской проблемой

18 августа, 2022

Недавно в Санкт-Петербурге упали сразу два балкона, есть пострадавшие. Проблема в городе давняя — речь идет о старом фонде, куда относятся уже и «сталинки» с «хрущевками». Конечно, падение целых балконов всё же редкость, но кирпичи из них на голову прохожих прилетают с незавидной постоянностью.

В центре Санкт-Петербурга можно наблюдать целые кварталы, где балконы обтянуты специальной зеленой сеткой. Чтобы защитить прохожих от кирпича, потому что они, балконы, буквально сыпятся. Приведу личный пример и оптом мнение бывшего начальника управляющей компании в Московском районе на тему. Я снимал квартиру на улице Гастелло в «сталинке» 1952 года. На балконе вдруг стало из камней… расти дерево. Ну небольшое такое. Семена какие-то попали. Не поленился, зашел ко мне «управдом» Евгений Семенович (не помню фамилии), и стал вести разъяснительную работу на тему, что дерево надо срезать. Мне жалко — дерево же — но он привел ряд технической аргументации, как корни дерева могут разрушить бетон. Тогда, а это шел 2006 год, «балконопада» в Петербурге еще не наблюдалось, точнее, были единичные случаи. Но пришлось прислушаться, дерево срезали. Евгений Семенович, в частности, рассказал по питерские балконы: «Конечно, тут опасность из-за типично питерской погоды — капли влаги попадают в трещины в зданиях, в бетон, потом замораживаются, и условно говоря, распирают просто его. Такое и с памятниками происходит, с тем же Медным всадником. Уход за зданиями, скульптурами в Питере — целая наука. А балконы просто самое уязвимое звено, они постоянно подвергаются температурным перепадам. Вот и падают — балкон на нашу голову, как часто горько шутят коммунальщики-ремонтники».

Аварийные монстры

Конечно, на всех произвело впечатление недавнее падение балкона в Красногвардейском районе по адресу Новочеркасский проспект, 32. «Хрущевка» серии №335. Дело в том, что в момент обрушения на балконе находились люди — никто не погиб, но в больнице оказалась девушка с весьма серьезными травмами. Это даже удивительно, что всё закончилось сравнительно хорошо, потому что балкон был на четвертом этаже. Но удивительней другое — еще в 2020 году местный ЖКС №1 выявил семь аварийных конструкций, собственникам выдали уведомление. И тут возникает несколько юридических вопросов.

Чиновник Смольного, связанный с ЖКХ, объясняет: «Балкон — это общедомовое имущество, в отличие от лоджии, где есть стены. А тут только плита, выходящая на улицу. Чтобы его отремонтировать не за свой счет, требуется собрание жильцов. А денег у ЖКС или управкомпании постоянно как бы не хватает. Вот и возникают такие аварийные монстры, висящие прямо у нас над головой. Да, под угрозой старый фонд, но и «хрущевки» со «сталинками». Надо отметить, что относительно современные дома 1980-90-х балконы не «теряют», в те времена проекто-инженерные дела уже находились на высоком уровне. Что делать, если денег на ремонт балкона нет, а ЖКС или УК не выделяют деньги? Письменно обращаться в жилищную инспекцию».

И еще любопытный рассказ от жителя Петроградского района, он бытовой, но выводит на программный уровень: «Я до 1991 года жил на Каменностровском проспекте (бывший проспект Кирова), у нас в доме отвалился крупный фрагмент штукатурки, чудом никого не убив. На днях в августе был у дома, а он внесен в памятники регионального значения, так фрагмент не смогли до сих пор восстановить! И именно из-за статуса памятника».

Поясним. В Санкт-Петербурге несколько тысяч домов, которые попадают под статус памятников регионального или федерального значения. Любые работы с ними, в том числе с балконами, называются не ремонтом, а реставрацией. С вытекающими бюрократическими последствиями. Если конкретно, то требуется разрешение Министерства культуры РФ, которое запрашивает и получает информацию от городского комитета по охране памятников и архитектуре, чиновники которого согласовывают в свою очередь вопрос с ГУЖА — государственным учреждением «Жилищное агентство». Кроме того, починить тот же балкон на доме-памятнике может только лицензированная структура, которая занимается реставрацией памятников, а не просто рабочие из жилкомсервиса. Представляете, какая волокита и бюрократия. И зачастую балконы доходят до такого состояния, что их просто срезают. Всё в том же центре города. Дома сразу, простите за грубое слово, получают какой-то кастрированный вид. Почему-то особенно много таких зданий на улице Некрасова. Один из местных жителей рассказывал корреспонденту «Нашей версии»: «Я готов был оплатить ремонт балкона за свой счет, в конце концов, это ж в моих интересах. Но дом-памятник, и вопрос волокитился много лет. При этом меня предупредили, что будет огромный штраф, если я найму бригаду рабочих, чтобы обновить балконную плиту. Кончилось тем, что сначала обтянули зеленой сеткой, потом срезали, потому что весь уже прогнил. И кому от этому лучше? Но понял — себе дороже в этом вопросе бодаться с государством».

Питер молодой город, но старый

Петербургский «балконопад» идет уже много лет, хотя это еще не самое страшное. Камни и штукатурка просто от фасадов https://lenta.ru/news/2021/04/09/shtukaturka/ калечат и даже убивают людей нон-стоп. Если внимательно следить за местными новостями, то резонансный случай происходит минимум раз в неделю. И ведь далеко не все попадают в СМИ. Как говорится, ходи и бойся. Заслуженный строитель РФ Лев Каплан как-то философски заметил: «Петербург очень молодой город, но очень старый». Однако, как видим, вопрос скорее не в нехватке денег на ремонты, а в статусе многих зданий. Питер стал заложником своей архитектурной уникальности, которая охраняется даже ЮНЕСКО. Парадокс выходит: это вроде хорошо, но плохо, потому что в любой момент тебе может прилететь кирпич на голову или целый балкон.


Комментрование закрыто.