После столкновения с подводной лодкой «Кострома» американская лодка «Батон Руж» восстановлению не подлежала

Август 2nd, 2020

Во времена «холодной войны» столкновения под водой субмарин противоборствующих сторон были не редкостью. Иногда они заканчивались гибелью лодки, иногда нет. Некоторые столкновения широко освещались в СМИ, о некоторых практически ничего не известно. В этой статье мы расскажем о трёх малоизвестных столкновениях подводных лодок в ХХ веке.

«Холодная война». Начало противостояния

В самом начале «холодной войны» единственными её подводными участниками были дизель-электрические подводные лодки – ДЭПЛ. Первым послевоенным проектом американских ДЭПЛ стала противолодочная подводная лодка типа «Барракуда». Лодка вышла неудачной. Но на основе этого проекта американцы сделали легенду своих ДЭПЛ – лодки типа «Тэнг». Эти лодки, по мнению американских моряков, идеально подходили для ведения подводной разведки у берегов Советского Союза. До их появления в составе флота разведку советских берегов проводили лодки типа «Тэнч» постройки времен Второй мировой войны. Их рейды не блистали успехами. С появлением «Тэнгов» интенсивность разведывательных походов резко увеличилась. Вот только некоторые, известные на сегодня, случаи.

В августе 1957 года USS «Gudgeon» SS-567 была обнаружена кораблями охраны водного района – ОВР – военно-морской базы Владивосток. После 30-часовой погони с применением реальных глубинных бомб лодку заставили всплыть.

В начале 1958 года аналогичный случай произошел с USS «Wahoo» SS-565. Эту лодку так же принудили к всплытию.

Но количество необнаруженных американских субмарин-разведчиков было намного больше. В 1961 году ДЭПЛ USS «Harder» SS-568 вошла в Кольский залив и дошла по нему до Североморска! Подтверждением этого рейда стали фотографии причалов базы со стоящими кораблями. Лодка ушла незамеченной.

Аналогичный рейд произошёл в середине 60-х. Уже атомная подводная лодка «Скипджек» USS «Skipjack» SSN-585 проникла на рейд Североморска, проводила фотосъёмку в течение 30 минут и благополучно ушла. Вообще, с середины 40-х годов и до окончания Карибского кризиса американские лодки совершили более 2 000 разведывательных походов к берегам СССР. Было зафиксировано 110 инцидентов – столкновений с советскими подводными лодками и преследований со стороны советских противолодочных кораблей.

О некоторых инцидентах мы уже писали. Смотри статьи «Тихая война. Кокон на кабеле. Начало» и «Проект «Азориан». Столкновение и поиск». Но они были не единственными.

Таран «Хиросимы»

Многие читатели слышали о подводной лодке Северного флота К-19 проекта 658. Это была первая советская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами на борту. Корабли бывают счастливыми и несчастливыми. Среди несчастливых кораблей советского флота К-19 прочно занимает первую позицию. Недаром в СССР за лодкой закрепилось прозвище «Хиросима», а в 2002 году в Голливуде сняли о ней художественный фильм с Харрисоном Фордом в главной роли. Фильм назывался «К-19. Оставляющая вдов».

Ещё до спуска на воду, на стапеле, при строительстве погибло три человека. В 1961 году в результате аварии кормового реактора погибло 8 подводников, а остальные получили высокую дозу облучения. В 1972 году на лодке произошёл пожар. Погибло 30 человек. Служба К-19 сопровождалась и более мелкими авариями и происшествиями. Одной из чрезвычайных ситуаций, произошедшей с К-19 был таран американской атомной подводной лодкой USS «Gato» SSN-615 класса «Трешер». В ВМФ США есть специализированные разведывательные подводные лодки. Кроме них, часто для общей разведки к советским – а сейчас и к российским берегам – направляются атомные торпедные многоцелевые лодки. С такого рода заданием к берегам Кольского полуострова и была направлена «Gato». Она принимала участие операции «Holliston», которая проводилась АНБ и разведывательным управлением ВМС США. Для участия в этой операции на лодке смонтировали разведывательную аппаратуру. Лодка подошла на 2 мили – около 3,5 км — к острову Кильдин. Этот остров прикрывает вход в Кольский залив. Целью «Gato» была слежение за К-19, которая отрабатывала свои задачи в полигонах Северного флота. 15 ноября 1969 года американская лодка взяла К-19 на сопровождение. Во время маневров К-19 увеличила глубину погружения с 60 до 90 метров, после чего налетела на американскую субмарину. Столкновение произошло на траверсе маяка Териберский, в 25 милях от побережья. В вахтенном журнале К-19 появилась запись: «…после чего нос лодки приобрел форму бульдозера». Во время этого столкновения произошёл очень опасный инцидент. Запаниковавший командир минно-торпедной части американской субмарины отдал приказ о подготовке к стрельбе 3-х торпед и противолодочной ракето-торпеды SUBROC с ядерной боевой частью. Пришлось вмешаться командиру «Gato» Лоуренсу Бурхарду и отменить этот приказ. «Gato» в 60 метров «упала» до 100 метров. Тем не менее, американцы справились с повреждениями и малым ходом под водой ушли из района. Командир и старший помощник американской субмарины были сняты со своих должностей.

К-19 всплыла, дала радио в штаб флота. Работала комиссия, состоящая из представителей флота, контрразведки и ученых-гидрологов. Комиссия сделала следующий вывод-предположение. Когда американцы перехватили К-19 у Кильдина, в том районе была очень сложная гидрологическая обстановка. Ни советская, ни американская лодки не слышали друг друга. Но в момент первого акустического контакта, «Gato» слышала К-19 и следила за ней. Возможно, командир американской субмарины не осознал, что во время слежения у него не было фактической информации о положении и маневрах К-19. Поэтому, когда советский ракетоносец пошел на глубину, американские подводники не отреагировали на его маневр. Ремонт «Gato» и К-19 обошелся флотам в немалую сумму

Китайский таран

1983 год. Тихоокеанский флот. Атомная подводная лодка К-10 проекта 675. В НАТО эти лодки имели шифр «Echo-II». Это были атомные подводные лодки с крылатыми ракетами на борту. 22 января 1983 года К-10 находилась в Южно-Китайском море. Глубина моря — 4 500 метров. Лодка выходила в район патрулирования. У подводников есть манёвр, который американцы называют «Сумасшедший Иван». Его суть заключается в следующем. Основные гидроакустические станции на подводной лодке находятся в носовой части. Для того чтобы проверить, нет ли слежения за лодкой, командиры советских подводных лодок совершали резкий разворот на 360 градусов, чтобы тщательно прослушать кормовые сектора и убедиться, что лодку не преследует вражеская субмарина. Если лодка-преследователь находилась достаточно близко, происходило столкновение. Именно поэтому прием получил своё название. Проверка показала отсутствие слежения за лодкой противолодочными силами ВМФ США и Японии. Лодка шла на глубине 54 метра. Вдруг произошёл толчок. Удар был мощным, но мягким. Было ощущение, что К-10 зацепилась за неизвестный объект и идет вперед вместе с ним. Затем неизвестный объект отцепился. На К-10 объявили аварийную тревогу. Командир лодки, капитан 2 ранга Валерий Медведев, запросил обстановку в первом, носовом, отсеке. Ответ пришел через две минуты – «отсек герметичен». К-10 столкнулась носовой частью, и у моряков первого отсека был психологический шок. К-10 всплыла. На море бушевал тайфун. Атомный ракетоносец безжалостно качало. Командир дал команду вернуться в точку столкновения. Подойдя к точке, командир, штурман и сигнальщик увидели оранжевый проблесковый огонь удаляющейся в надводном положении подводной лодки. Через непродолжительное время огонь исчез.

Есть версия, что погибшая подводная лодка была китайская. У этой версии есть аргументы «за» и «против». Первоначально говорили, что с К-10 столкнулся единственный китайский ракетоносец проекта 031G. В советском флоте такие лодки назывались проект 629. Эти лодки несли по три баллистические ракеты. Одну из лодок этого проекта построили в Комсомольске-на Амуре на местном судостроительном заводе для КНР, но без ракетного вооружения. Китайцы долго создавали свой ракетный комплекс для подводных лодок, и испытания он проходил на этой подводной лодке. Она фактически была опытовая для испытаний ракетного оружия для атомных подводных лодок первого поколения ВМФ Китая. Лодка и сейчас в строю, на ней проходят различные испытания. Она не могла погибнуть в столкновении с К-10. С другой стороны, в 1985 году в китайской прессе появился некролог, по поводу гибели два года назад группы китайских инженеров и ученых, участвующих в испытании на новой подводной лодке. Официально, ни в СССР, ни в Китае, эти два события – столкновение К-10 и гибель китайских ученых на подводной лодке не сопоставлялись. Военно-морские силы стран Юго-Восточной Азии подводные лодки в 1983 году не теряли. До сих пор с истории этого столкновения не снят гриф секретности.

После доклада о столкновении штаб флота передал приказ следовать в надводном положении в советскую военно-морскую базу Камрань, расположенную во Вьетнаме. Охрану К-10 осуществлял БПК проекта 1134Б «Петропавловск». По классификации НАТО корабли семейства 1134 числились ракетными крейсерами, поэтому защита израненному атомоходу была обеспечена. При осмотре в Камрани были выявлены большие повреждения носовой части, но, тем не менее, командир получил приказ следовать в базу в подводном положении! Расстояние от Камрани до места базирования К-10 составляло 4 500 км. Без работающих гидроакустических станций – они были разбиты при столкновении – практически «слепая» лодка дошла до базы.

Главком ВМФ СССР Горшков объявил командиру лодки, капитану 2 ранга Медведеву взыскание. Почему произошло столкновение? Есть несколько версий. По одной из них китайская (?) и советская лодка находились на одной небольшой глубине – 54 метра – а на поверхности бушевал тайфун. Вероятно, гидроакустики с китайской лодки не выделили шумов атомохода на фоне шумов штормового моря. Китайцы явно не следили за К-10 – ДЭПЛ, как правило, не следят за атомоходами – просто они оказались в одной точке в одно время и на одной глубине. И главное – что за лодка погибла – до сих пор остается загадкой.

Звезда на рубке

Февраль 1992 года. Распался Советский Союз, начинались «лихие девяностые». Но, не смотря ни на что, атомные подводные лодки выходили на боевую службу — БС. Согласно инструкциям, перед выходом на БС, лодка отрабатывала курсовые задачи в морских полигонах. Американские подводные лодки не сворачивали свои разведывательные походы к уже российским военно-морским базам. В статье «Красный навал» было рассказано о разногласиях между США и СССР — Россией по определению границ территориальных вод страны. Полигон, в котором произошло столкновение, Россия считает своими территориальными водами, а американцы – международными водами. Российская многоцелевая атомная подводная лодка К-276 – после июня 1992 года — Б-276 — «Кострома» проекта 945 шифр «Барракуда» (лодки этого типа в НАТО классифицируются как «Sierra-II»), отрабатывала задачу К-2 в полигоне боевой подготовки. Так как командир считал, что полигон находится в российских территориальных водах, то сигнал, обнаруженный при входе в полигон, был классифицирован, как рыболовецкий траулер.

На самом деле, сигнал был от американской многоцелевой атомной подводной лодки USS «Baton Rouge» SSN-689 типа «Los Angeles». Эта субмарина выполняла патрульно-разведывательную миссию у берегов Кольского полуострова. Поскольку, по американским данным, полигон располагался в международных водах, командир «Baton Rouge» начал слежение за «Костромой». Согласно плану учений, «Кострома» начала маневр на всплытие для проведения сеанса связи. «Baton Rouge» потерял контакт с нашей лодкой и с увеличенной скоростью пошел в точку последнего контакта с «Костромой». Расчеты американского командира были ошибочны, и при всплытии «Кострома» ударила «Baton Rouge» в носовую часть левого борта. К-276 стала проваливаться на глубину, но наши подводники справились, и лодка снова стала управляемой. Первой мыслью командира «Костромы» была о том, что лодка протаранила рыболовецкий траулер – он был уверен, что в полигон зашёл «рыбак». «Кострома» всплыла. Вдали были огни рыболовецких судов. Лодка связалась с ними, но никто из «рыбаков» не фиксировал сигнал SOS. По приказу штаба флота, лодка оставалась в полигоне.

«Baton Rouge» не всплыла. Её командир правильно решил, что виновник столкновения всё-таки он. Он ведь знал, что по российским документам полигон – территориальные воды России. На максимально возможном после столкновении ходу, он покинул район. В дальнейшем стало известно, что кроме повреждений, на борту лодки вспыхнул пожар. Были погибшие подводники. «Baton Rouge» получила такие повреждения, что её восстановление признали нецелесообразным. Лодку вывели из состава ВМС США. Вся эта история сопровождалась большим скандалом в Конгрессе США.

Командир «Костромы» приказал нарисовать на рубке субмарины звезду, в центе которой была цифра 1. Эту традицию заложили советские подводники во время Второй мировой войны. Цифры в звездах на рубке обозначали количество потопленных кораблей врага. «Кострома» прошла восстановительный ремонт, до сих пор находится в составе Северного флота, и на её рубке нарисована звезда с цифрой 1.

Заключение

В этой статье мы рассказали только о трёх случаях столкновения подводных лодок во времена «холодной войны». Их было много, очень много. Просто в тихих войнах подводников о них почти не сообщалось.


Комментрование закрыто.