Брат брата не обидит?

12 февраля, 2019

По сведениям «Документов и Фактов», президент и единственный владелец НПФ «Сургутнефтегаз» (конечный бенефициар UTair) Валерий Ефимов приходится родным братом топ-менеджеру «Сургутнефтегаза» Владимиру Ефимову. Поэтому авиакомпанию не банкротят?

«Сургутнефтегаз» хоть и открещивается от владения UTair, но фактически за нее в ответе. Корреспондент «Документов и Фактов» нашел родственную связь между топ-менеджером нефтегазовой компании Владимиром Ефимовым и президентом и единственным владельцем фонда «Пенсионное сопровождение» (ему принадлежит НПФ «Сургутнефтегаз», который является конечным бенефициаром авиакомпании) Валерием Ефимовым — они, по некоторым данным, являются друг другу родными братьями. Вероятно, родство топ-менеджеров и дает ответ на вопрос, почему UTair до сих пор не начали банкротить. «Сургутнефтегаз» тем временем ждет решени проблем авиакомпании за счет государства?

«Сургутнефтегаз» отмежевался от UTair?

О том, что перед одной из крупнейших российских авиакомпаний UTair открывается путь к банкротству, «Документы и Факты» писали еще в прошлом году. Общая задолженность перевозчика перед банками составляла по итогам первого полугодия 2018 года 38,66 млрд руб., сроки погашения — в 2020-2027 годах. А тут еще происходят многочисленные неприятности: то банковская гарантия потеряется, то кредиторы не поддержат план реструктуризации долгов. Все это на фоне многочисленных авиаинцидентов. В общем, ситуация, мягко говоря, непростая, а тут еще к гендиректору UTair Андрею Мартиросову, за которым, по слухам, стоит «Сургутнефтегаз», множество вопросов.

Несмотря на все вышеперечисленное, до сих пор не поданы иски о банкротстве UTair. «Сургутнефтегаз», которому всегда приписывали владение авиакомпанией, от нее вроде бы отмежевался и, будучи некогда богатейшим акционером, ведет себя, по словам банкиров, скорее как кредитор. Формально нефтегазовая компания, которая считается одной из самых закрытых и консервативных в России, действительно больше не имеет отношения к UTair. В прошлом году была завершена реорганизация НПФ «Сургутнефтегаз»: его переименовали в НПФ «Пенсионный выбор», с весны прошлого года он на 100% принадлежит фонду «Пенсионное сопровождение».

«Сургутнефтегаз» оставил в UTair «смотрящего»?

Сейчас в структуре задолженности UTair около 5 млрд руб. относится к компаниям «Сургутнефтегаза», утверждают источники на рынке. В отчетности авиакомпании перечислены, в частности, два необеспеченных кредита на общую сумму 4,9 млрд руб. И нефтегазовая компания хочет их вернуть, но при этом не банкротит UTair. В чем загвоздка? Как выяснили «Документы и Факты», в родственной связи между топ-менеджерами фонда и «Сургутнефтегаза».

Самолеты продолжат летать?

В ноябре 2017 года начальником управления по материально-техническому обеспечению производства «Сургутнефтегаза» и заместителем гендиректора по маркетингу был назначен Владимир Юрьевич Ефимов. Его контакты указаны в базе сотрудников нефтегазовой компании. Президент и единственный владелец фонда «Пенсионное сопровождение», которому принадлежит НПФ «Пенсионный выбор», ранее носивший название «Сургутнефтегаз» — Валерий Юрьевич Ефимов. По сведениям «Документов и Фактов», они приходятся друг другу родными братьями.

UTair в своей последней отчетности по международным стандартам (МСФО) признал непосредственной и конечной контролирующей стороной фонд «Пенсионное обеспечение» в лице Ефимова. О последнем практически ничего не известно, за исключением того, что он родился в 1976 году, а в июне прошлого года был включен в совет директоров UTair. При этом ни кредиторы, ни финансисты, занимавшиеся реструктуризацией долгов авиаперевозчика, никогда о нем не слышали. Словно черт из табакерки, ей-Богу. Но при этом родной брат топ-менеджера «Сургутнефтегаза».

Собственно, вот и ответ, почему некогда один из крупнейших акционеров UTair, ставший кредитором, не спешит банкротить авиакомпанию. Честно говоря, складывается ощущение, что нефтегазовая компани специально отмежевалась от UTair на фоне надежд кредиторов о том, что она поддержит авиаперевозчика в трудную минуту. В 2015 году «Сургутнефтегаз» уже спасал авиакомпанию от банкротства, вложив 11 млрд руб. в дополнительную эмиссию. Акции еще на 14 млрд руб. тогда выкупили Ханты-Мансийский автономный округ и Тюменская область.

Судя по всему, «дарить» еще хренову тучу миллиардов авиаперевозчику со старыми самолетами и кучей проблем нефтяники не хотят. Действительно, зачем, если можно «притормозить» и дождаться помощи от государства? Но и контроль за UTair терять тоже не в интересах «Сургутнефтегаза». Видимо, поэтому и была произведена такая интересная схема перехода прав собственности на авиакомпанию. Формально вроде бы она тебе не принадлежит, а фактически все решают родственные связи. Хитрый ход, ничего не скажешь. Хотя реально решить проблемы UTair для «Сургутнефтегаза» — все равно, что взмахнуть волшебной палочкой. По данным «Ведомостей» на конец сентября 2018 года, на счетах нефтегазовой компании лежали 2,7 трлн руб.

«Слить» UTair не удалось?

В начале этого года издание The Moscow Post писало о попытке «Сургутнефтегаза» «слить» UTair основным кредиторам — Сбербанку и ВТБ. На этом фоне авиакомпания даже объявила об открытии новых маршрутов из ХМАО. Ранее расширения маршрутной сети власти региона требовали от одиозного гендиректора UTair Андрея Мартиросова. За топ-менеджером, по слухам, стоит «Сургутнефтегаз», и, видимо, из-за этого он окончательно зарвался и решил, что ему все можно. Чего стоит, к примеру, затеянный им в 2017 году на фоне тяжелейшей финансовой ситуации ребрендинг авиакомпании?

Что это было — уж не попытка ли вывести значительные средства из перевозчика в преддверии банкротства? Кстати, в начале года активно обсуждалась идея Сбербанка и ВТБ создать на базе UTair региональную авиакомпанию. Как горе-банкиры из двух крупнейших госбанков России, ничего не смыслящие в авиации, стали бы управлять перевозчиком, лучше даже не думать. Скорее всего, Россия бы просто лишилась одной из крупнейших авиакомпаний, а деньги попросту улетели бы в трубу. Или в карманы банкиров. А может и туда, и туда.

UTair ждет вливания госденег?

Как тут не вспомнить многочисленные авиаинциденты, преследовавшие UTair в прошлом году. В сентябре 2018 года The Moscow Post писало, что за несколько месяцев с самолетами авиаперевозчика произошло 8 серьезных ЧП. При этом цены на билеты у UTair не из дешевых. Средний возраст самолетов в авиакомпании составляет 16 лет, самый «пожилой» Boeing летает около 25 лет. Впрочем, о каких инвестициях может идти речь при таких долгах? Неудивительно, что «Сургутнефтегаз» и его гендиректор Владимир Богданов самоустранились. Теперь, видимо UTair ждет вливаний государственных денег, чтобы продолжить летать.

Как ни крути, «Сургутнефтегаз» останется в шоколаде: либо деньги в UTair будут вливаться из бюджета, либо авиакомпании простят долги банки. В результате перевозчик будет фактически спасен за чужой счет, тогда как фактический бенефициар сохранит и контроль над ним, и акции. Великолепная схема ухода от ответственности!

Кредиторы UTair рассчитывают, что «Сургутнефтегаз» снова спасет ее от банкротства

А пока ситуация с долгами не разрешится, за авиакомпанией будут присматривать братья Ефимовы. Кстати, почему бы им не уволить Андрея Мартиросова? Ведь столько уже дел натворил, что может хватить и на уголовное дело. При таком топ-менеджере, когда авиакомпания накопила такой внушительный долг, вливай деньги — не вливай, лучше не станет. Но похоже, что «Сургутнефтегаз» решил дождаться притока миллиардов в UTair из бюджета. Очень хитрая и беспрецедентная схема, а главное — похоже, что уголовно не наказуемая.


Комментрование закрыто.