Силуанов готовит «Евразию» для Якунина?

26 декабря, 2018

Почему вице-премьер Антон Силуанов обрушился с критикой на проект высокоскоростной железной дороги?

Глава Минфина, вице-премьер Антон Силуанов не видит экономической целесообразности в проекте высокоскоростной железной дороги «Москва — Казань», сообщают «Документы и Факты». Выскокоскоростная магистраль (ВСМ) планировалась как маршрут, соединяющий Германию с Китаем. Стоимость проекта должна была составить 6,35 трлн. рублей.

На данный момент в РЖД по поручению Олега Белозерова занимаются пересчетом стоимости пилотного участка ВСМ «Железнодорожный — Гороховец». Его длина составляет 301 км. Силуанов намекает, что можно уже не пересчитывать или хочет изменить состав участвующих в проекте компаний?

А как все хорошо начиналось…

Несмотря на то, что проект ВСМ через половину Европы, Россию, Казахстан и Китай скептики изначально называли утопичным, глава Минфина высказался только сейчас. Остается только гадать, где было экспертное мнение Силуанова раньше.

Проектная деятельность, знаете ли, тоже денег стоит. Можно же было и раньше высказаться по этому поводу. А то получается, что Белозеров и компания зря старались. Кстати, а где Силуанов вообще был, когда на заседании правительства утверждался план развития магистральной инфраструктуры? В отпуске или на рыбалке?

Информация о заседании правительства появилась на официальном сайте проекта ВСМ 12 октября этого года. Высокоскоростная магистраль до Казани на тот момент все еще оставалось одним из инфраструктурных приоритетов.

Трех месяцев не прошло а Силуанов уже против

Конечно, нельзя исключать вероятности внезапного «прозрения» вице-премьера. В конце-концов, определенная логика в аргументах Силуанова присутствует. С точки зрения здравого смысла, внимание РЖД лучше сконцентрировать на других проектах.

Например, на строительстве новых железнодорожных развязок. Можно начать с тех, что ведут к развивающимся особым экономическим зонам (ОЭЗ). А то ОЭЗ «Алабуга» тормозит свое развитие только потому, что подъезды к ней обладают недостаточной пропускной способностью.

То же самое можно сказать и о подъездах к Нижнекамском нефтехимическому кластеру. А ведь да на создание инфраструктуры кластера надо всего-то 3 млрд. рублей. Высокоскоростная магистраль от Москвы до Нижнего Новгорода стоит несоизмеримо дороже, 700 млрд. рублей.

В этом случае даже экспертом быть не нужно, чтобы определиться с приоритетами. А глава Минфина Силуанов — тот еще эксперт. По идее, ему достаточно было просто взглянуть на карту для того, чтобы понять нежизнеспособность проекта.

По идее, Силуанову было достаточно взглянуть на карту. Почему он этого не сделал?

Строительством высокоскоростной магистрали должно было заняться АО «Скоростные магистрали». Оно принадлежит не только РЖД, но и компании «Трансмашхолдинг». Это частная компания, связанная с Искандером Махмудовым.

Считается, что именно он контролирует «Трансмашхолдинг» через офшор ООО «Ворлдвайд Инвест АС». И, само собой, получает прибыль от предпринимательской деятельности. На данный момент «Трансмашхолдинг» является одним из системных подрядчиков РЖД. «Одним из», но далеко не единственным.

На «Скоростные магистрали» идет целенаправленная атака?

Может быть, Силуанов не имеет ничего против высокоскоростных российских железных дорог. Он выступает против исключительно «Высокоскоростных магистралей» и лично предпринимателя Махмудова.

Не секрет, что слово бывшего главы РЖД Владимира Якунина все еще что-то значит как в РЖД, так и в тиши «кабинетов федерального уровня». Якунин, очевидно, не бедствует. У его сына есть британское гражданство и дом за 10 млн. фунтов стерлингов. Об этом писал портал «РБК».

Силуэт Якунина и тень «1520» над РЖД

Злые языки утверждают, что состоятельным человеком Владимир Якунин стал во многом благодаря покровительству ГК «1520», бенефициаром которого называют Валерия Маркелова. По крайней мере именно при Якунине «1520» стали именовать «королями госзаказов».

Даже сейчас сумма госконтрактов «1520» составляет двузначные числа. И это несмотря на то, что сейчас компанией занимается Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС). Она пытается оспорить часть контрактов Маркелова.

Споры о действительности контрактов стали для юристов «1520» испытанием на профпригодность

Помимо ФАС, компанией интересуются и силовики. По подозрению в даче взятки в сверхкрупных размерах разыскивается партнер Маркелова, Алексей Крапивин, сын бывшего советника Якунина. Крапивин и Маркелов могут подозреваться в даче взяток высокопоставленным сотрудникам РЖД.

ГК «1520» участвовала в реконструкции Транссиба и БАМ-а, но сейчас наиболее масштабные проекты РЖД достаются Махмудову. Маркелову же «достается» от правоохранительных органов. Такое положение вещей вряд ли может прийтись по нраву Владимиру Якунину.

Не исключено, что Силуанов может представлять интересы Якунина. Ведь к закрытому проекту РЖД всегда может вернуться, но уже с другими партнерами, например с ГК «1520». А можно вообще не закрывать проект, а просто «утопить» его в бесконечных обсуждениях сметной стоимости.

Возможно, уже в самое ближайщее время глава Минфина выскажется и по поводу экономических перспектив «Северного широтного хода», еще одного дорогостоящего проекта РЖД с очень сомнительными экономическими перспективами.

Строить железную дорогу за полярным кругом РЖД собирается при участии все того же Искандера Махмудова, спрятавшегося за цепочкой компаний. Об этом писало издание The Moscow Post. Стоимость Северного Широтного Хода составляет 150 млрд. рублей. Финансировать проект будут государственные банки.

Внезапное, пусть и очень запоздалое «прозрение» Антона Силуанова может дорого обойтись Олегу Белозерову и Искандеру Махмудову. Вот только какая для российских граждан разница, в какие именно офшоры уйдут государственные триллионы? Может быть, пора заканчивать эту «подрядную вакханалию» на РЖД? В конце-концов, железнодорожная инфраструктура страны на самом деле нуждается в обновлении! И вряд ли она выиграет от смены Махмудова на Маркелова!


Комментрование закрыто.