Государственный «шантажист» Зюзин?

8 октября, 2018

«Мечел» передумал продавать свою железную дорогу государству. На то у компании есть весомые причины.

Как стало известно от источника «Документы и Факты», Российская горнодобывающая и металлургическая компания «Мечел» ищет способы сохранить железную дорогу до Эльгинского месторождения. Удастся ли ей не продавать дорогу государству, а вместо этого получать от него льготы и субсидии?

Дорогу в 321 км от станции Улак Байкало-Амурской магистрали до месторождения угля в Якутии компания «Мечел», подконтрольная Игорю Зюзину, построила в 2012 году, потратив на нее 71 млрд рублей. Спустя буквально год в угольном мире произошел кризис: цены на уголь и сталь обрушились до минимума, и общий долг компании составил более восьми миллиардов долларов. «Мечел» оказался на грани банкротства.

Показатели роста продажи угля 2013 года трудно назвать утешительными

В 2016 году компания начала продавать активы «Газпромбанку»: 49% акций «Эльгауголь», «Эльгадорога» и «Мечел-транс-восток». То есть попросту расплатилась за свои долги по кредитам акциями компаний.

В августе 2014 года Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк предложили Зюзину конвертировать $3 млрд долга в 75% акций своей убыточной компании. На что тот предложил им купить ее за полмиллиона долларов. На этом мирные переговоры кончились и Сбербанк вместе с ВТБ обратились в суд. Газпромбанк выразил жалость руководству «Мечела» и предпочел не банкротить компанию, а по поводу Сбербанка и ВТБ и вовсе заявил, что они преследуют непонятные интересы. Вернуть свои деньги — что уж тут может быть непонятного?

В 2015 году долг перед ВТБ во главе с Андреем Костиным составил 70 млрд рублей и 170 млн долларов, вдобавок компания Зюзина позволяла себе просрочки по выплате. А когда начались переговоры о реструктуризации кредитов, Андрей Костин не раз заявлял, что Зюзина необходимо отстранить от руководства банком, а долги компании конвертировать в акции — в противном случае Костин обещал обьявить «Мечел» банкротом. Но завладеть акциями компании Костину пока так и не удалось.

Добавляет масла в огонь и то, что в 2015 году холдинг Игоря Зюзина заподозрили в практике создания фиктивных долгов. Якобы эти долги вешают на подконтрольные холдингу предприятия, которые потом банкротятся через суды, а «Мечел» по решению суда получает огромные суммы. Предполагали даже, что следы этих сумм теряются в офшорах.

А теперь дела компании заметно улучшились, цены на уголь выросли и не падают: в связи с этим «Мечел» хочет отказаться от старой затеи с продажей дороги. Вместо этого глава компании Зюзин придумал альтернативу: создать для этой дороги Территорию Опережающего Развития (ТОР), что позволит получать от государства субсидии  и льготы.

ТОР -новое изобретение Зюзина, чтобы и дальше выбивать из государства деньги?

Создание ТОРа предусматривает целый набор преимуществ: это и снижение налога на прибыль НДПИ (Налог на добычу полезных ископаемых) вплоть до нуля процентов; освобождение от налога на имущество и земельного налога, снижение страховых взносов в 4 раза, ускоренный возврат НДС (Налог на добавленную стоимость).

Помимо всего этого, с февраля дальневосточные ТОР смогут получить государственные субсидии на развитие инфраструктуры.  Если представить себе все эти райские условия вместе, то становится понятно, почему Игорь Зюзин расхотел продавать дорогу.

Дела «Мечела» стали идти на поправку с 2016 года

«Мечел» шантажирует государство?

За последний год выручка компании составила 13 млрд рублей, в то время как прибыль —   — 7, 8 млрд.

Но если прибыль отрицательная, то налог на нее не платится, следовательно, нельзя исключать того факта, что компания Зюзина выводит деньги со своих счетов в неизвестном направлении.

«Мечел« заработал 13 миллиардов за прошедший год, но налоги не платил?

Если посмотреть на ситуацию с точки зрения выгоды, то складывается впечатление, что Зюзин просто-напросто шантажирует государство. На его предприятиях трудится свыше шестидесяти тысяч человек. Многие из предприятий являются градообразующими.

То есть если компания из-за своих долгов не сможет выплачивать им зарплату, или хуже того — уволит, поднимется такая волна протеста от народа, что и подумать страшно. Поэтому государство просто вынуждено реструктуризировать долги и исправно платит и платит по счетам нерадивой компании.

Также руководство страны требовало реструктуризировать долги «Мечела», опасаясь, что они нанесут ущерб «Газпромбанку», крупнейшему кредитору компании. Поэтому государство из кожи вон лезет, чтобы спасти и банк и компанию от шаткого социального положения, которое продолжает допускать Игорь Зюзин.

Скорее всего, Зюзин и использует и планирует использовать деньги государства, выделенные «Мечелу» в своих собственных целях. Благо, на помощь ему в этом приходят старые знакомства.

Так, «Газпромбанк», что кормит «Мечел» и является третьим по активом банком страны, имеет связи с самим президентом: сын экс-главы администрации президента Сергея Иванова раньше входил в правление банка. А акционером банка выступает компания «Газфонд», владеет которой Юрий Шамалов, брат Кирилла Шамалова, которого в народе называют зятем Путина.

Не исключено, что эти связи помогли «Мечелу» добиться помощи от государства: для него была разработана программа финансовой помощи, предусматривающая рефинансирование кредитов компании Внешэкономбанком и выкуп железнодорожной ветки до Эльгинского месторождения.  План о реструктуризации был согласован банками в 2016 году.

Сегодня решение продавать или не продавать железнодорожную ветку государству остается за Зюзиным. И если руководство страны согласится создать для этой дороги ТОР, то это фактически может означать, что «Мечел» и дальше будет кормиться за счет страны и выводить со своих счетов немыслимые суммы отнюдь не в уплату долга своим кредиторам.


Комментрование закрыто.