Чем закончится конфликт чиновника Тугушева и бизнесмена Виталия Орлова?

21 августа, 2018

Лакомый кусок рыбопромышленного холдинга «Карат», который делится между экс-заместителем главы Госкомрыболовства Александром Тугушевым и бизнесменом Виталием Орловым, рискует быть растерзанным на клочки.  Более того, в этом споре бизнесмен Орлов сильно проигрывает и рискует стать фигурантом уголовного дела.
 

Орлов Виталий

Как известно, в конце июля Высокий суд Лондона осуществил заморозку активов Виталия Орлова на 350 миллионов долларов. Все дело в иске Александра Тугушева, который искренне считает, что бывший партнер его решил «кинуть» и очень серьезно подставить.

История их взаимоотношений похожа на многие другие, происходившие в период развития крупного бизнеса в России. Выпускники мурманской «мореходки» Тугушев и Орлов в 90-е начали делать первые шаги в перспективном рыбопромысловном бизнесе. Тугушев основал собственную компанию, а Орлов устроился на работу в шведскую Scansea International, которая закупала рыбу у моряков в Мурманске, в том числе и у компании Тугушева, и продавала ее в Норвегии. В 1997 году Орлов вместе с совладельцем Scansea International шведом Магнусом Ротом основал в Норвегии компанию Ocean Trawlers, которая занялась поставкой траулеров в Россию в обмен на рыбу.

В 1998 году бизнесмены создают новый холдинг «Карат», в котором Тугушев получает долю в 34%, а Орлов и Рот по 33%.  К слову, в прошлом году господин Тугушев заявил, что не учреждал «Карат».

Официальным началом своего партнерства с господином Тугушевым он считает 2001 год, когда вместе с еще рядом лиц было создано ЗАО «Альмор Атлантика». Тут, правда, важно отметить, что Виталий Орлов тоже не значится среди учредителей «Карата» и «Альмор Атлантики».

За несколько лет холдинг становится одним из крупнейших поставщиков минтая, трески и пикши на российском рынке. Но амбиции двигали однокашников дальше. А для этого нужно было получить контроль над распределением квот, что в российском рыбном бизнесе являлось ключевым фактором.


Тугушев Александр

Именно поэтому в 2003 году в СМИ появилась информация о том, что Александр Тугушев участвует в нелегальных схемах: добытая российскими компаниями в рамках квот рыба выводилась за рубеж в интересах норвежской Ocean Trawlers. А через год чиновника задержали по заявлению дальневосточной компании «Поллукс», у которой требовал 3,7 миллиона долларов за квоты на вылов минтая.

Бывший замглавы Госкомрыболовства получил шесть лет тюрьмы. У него конфисковали земельный участок на Николиной Горе, автомобиль Audi и 400 тысяч долларов.

В 2009 году Александр Тугушев освободился и вернулся в компанию  в качестве советника господина Орлова (формально был трудоустроен на одном из предприятий группы).

Но Тугушев захотел вновь войти в компанию на правах совладельца и стал требовать принадлежащую ему долю, которая, по его словам, находилась у Орлова в доверительном пользовании. С 2013 года Александр Тугушев решил перейти к атаке.

Спустя два года Виталий Орлов предложил бывшему чиновнику решение, отказаться от притязаний на долю и признать, что в 2003 году он продал акции «Альмор Атлантики», получив за них 30 миллионов рублей. Бизнесмен предложил 60 миллионов долларов отступных, но экс-чиновник настаивал на трети активов, оцениваемых в 350 миллионов долларов.

В ноябре 2015-го Александр Тугушев привлек к переговорам с Орловым юристов адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», которые в личной беседе грозились обратиться за помощью к депутату Госдумы, другу главы Чечни Адаму Делимханову, который, как предает их слова Виталий Орлов, «высокоэффективен в корпоративных вопросах в силу того, что его методы сомнительны с точки зрения чистоты, так как ему никто не запрещает делать что-то вне рамок закона».

Неизвестно, куда бы завел бывших партнеров этот корпоративный спор, как вдруг 18 декабря 2015 года его разрешил Коптевский районный суд Москвы, который отказал Тугушеву в установлении факта учреждения Орловым, Тугушевым и Магнусом Ротом полного товарищества с 1998 года. Казалось бы, вот он, финал, но, нет.

Представители Тугушева подали апелляцию в Мосгорсуд, который аннулировал решение Коптевского районного суда на том основании, что рассмотрение акционерных споров находится вне его юрисдикции — подобные дела должны рассматриваться арбитражем. А сам Александр Тугушев не имел никакого отношения ни к первоначальному иску, ни к апелляции в Мосгорсуд и узнал обо всем этом лишь год спустя по чистой случайности. Позже выяснилось, что поданные документы в суд были поддельными.

Александр Тугушев подозревал, что Орлов сфабриковал процесс, чтобы получить официальное судебное решение об отказе ему в праве владения третью акций холдинга.

Но и на этом затянувшийся  спор мужчин не закончился.

Александр Тугушев, не зная о том, что он уже является участником судебного разбирательства, в 2016 году написал заявление в правоохранительные органы Мурманска о хищении у него акций, но и тут Виталий Орлов его обогнал и составил заявление о вымогательстве и принуждении к совершению сделки (ст. 163 и 179 УК РФ). К нему он приложил записи телефонных переговоров, на которых некий уроженец Чеченской Республики Муалади Джамалдаев грозится «оторвать Орлову и его семье ноги», если он не отдаст Тугушеву долю.

Однако позже ситуация повернулась в пользу господина Тугушева. В марте 2018 года адвокат или же псевдоадвокат Орлова Сергей Голубев был задержан в связи с событиями вокруг другого мурманского рыбопромышленника — Юрия Тузова. Голубев выступал адвокатом Тузова в суде и принимал участие в нападении на юриста компании Сурина и похищении у него подготовленных к слушаниям в суде материалов и печати компании.

Так, после проведенных обысков правоохранительные органы нашли поддельные документы с подписью Тугушева, в том числе те, которые он демонстрировал в Коптевском суде. Все это наводит на мысль, что Голубев является членом преступной группы, которая для обеспечения своим клиентам благоприятного для них судебного решения на протяжении уже долгого времени занималась подделкой документов, похищениями и прочими преступлениями.

И вот мы вновь возвращаемся к тому, что Виталий Орлов может стать фигурантом серьезного уголовного дела и вдобавок ко всему еще и останется без бизнеса.  И, несмотря на то, что партнеры строили свой бизнес «по понятиям», ответить теперь, вероятно, придется по закону.


Комментрование закрыто.