Бойцы невидимого фронта Никиты Михалкова

7 июня, 2018

Мэтр отечественного кино Никита Михалков включен в число претендентов на ежегодную премию «Человек года» по версии журнала GQ. В номинацию «Продюсер года», куда режиссер попал благодаря фильмам «Экипаж» и «Легенда 17», организацией съемок которых он занимался, сообщает корреспондент «Документов и фактов«. Конкурентов у Никиты Сергеевича немного, но даже если Михалков и не получил эту престижную в мире шоу-бизнеса премию, «человеком года» – как прошлого, так и нынешнего он быть не перестанет. Хотя бы по тому количеству скандалов, что были связаны с именем режиссера. Причем, некоторые из них он, похоже, «срежиссировал» сам.

Например, прошлогодний скандал в Фонде кино, из попечительского совета которого Михалков ушел, громко хлопнув дверью. Тогда многие СМИ связывали демарш Михалкова с попыткой привлечь к себе внимание первых лиц государства, с которыми у режиссера якобы возникли разногласия. Косвенно в пользу этой версии говорило и неожиданное исчезновение из эфира авторской программы Михалкова «Бесогон». Однако в середине мая программа вновь появилась на телеэкранах. А сам режиссер вместо комментариев рассказал журналистам анекдот со смыслом: «Сын назвал тещу ругательным словом, обозначающим «женщину с пониженной социальной ответственностью», за что получил от папы подзатыльник. Но не сильно… как договаривались». Означает ли это, что Никита Сергеевич смог отвести от себя возникшие было подозрения в коррупции, с которыми наши источники связывали обыски в офисе ВОИС и РАО?

Я тучи разгоню руками?

Напомним, как ранее сообщали «Документы и факты» СКР обыскал офис, который делят две организации, занимающиеся авторскими правами – ВОИС и РАО – в конце мая. По официальной версии — в рамках уголовного дела, связанного с причинением тяжкого вреда здоровью жителю столицы. По информации сведущих источников, обыски были связаны с делом экс-руководителя РАО Сергея Федотова, который осужден за хищения на 1,5 года и отбывает наказание в колонии. Якобы, пойдя на сделку со следствием, Федотов рассказал много интересного о работе РАО. Наши собеседники не исключали, что следствие в итоге может выйти на Никиту Михалкова, который, как говорят, контролирует обе организации.

Никита Михалков

Интересно, что в конце 2017 года. как сообщали СМИ, Савеловский районный суд Москвы отказал Михалкову в удовлетворении иска к газете «Известия» о защите чести и достоинства. Михалков требовал компенсации за порочащую его информацию, опубликованную в нескольких статьях издания, рассказывающих о продлении госаккредитации на сбор 1% от стоимости бытовой электроники за копирование фильмов и музыки, полученном Российским союзом правообладателей Никиты Михалкова.

Более того, режиссера обязали выплатить задолженности за судебные расходы на общую сумму в 245 тысяч рублей, а счета Никиты Михалкова были арестованы сотрудниками Федеральной службой судебных приставов (ФССП).

А если учесть, что в начале марта с эфира была снят «Бесогон» – авторская передача Никиты Сергеевича, в киносообществе стали говорить о том, что над режиссером сгущаются тучи. Причем связано это не с политикой, а исключительно с деньгами, которые почти бесконтрольно вливаются государством в кинопроизводство.

Именно с желанием контролировать денежные потоки, которые распределяет Фонд кино, многие связывали скандальный уход Михалкова из попечительского совета Фонда.

Ждем новую «Матильду»

Показательна в этом смысле история со скандалом вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда». Никита Михалков, выступая на пресс-конференции по поводу открытия Международного кинофестиваля «Евразийский мост» заявил, что ответственность за этот скандал несет именно Фонд кино. Мол, надо было понимать, кому и на что выделяются деньги.

Кстати, выступавшая против показа «Матильды» Наталья Поклонская была озабочена не только содержанием картины, но и тем, как расходовалось бюджетное финансирование, выделенное на ее создание. Полонская даже обратилась в Генпрокуратуру с просьбой проверить фильм, так как считала, что под него из офшорной кипрской компании переводились миллионы евро.

Наталья Поклонская

Надзорное ведомство, правда, нарушений законодательства при выделении Фондом кино субсидий на съемки «Матильды» не выявило. Но, как говорится, дыма без огня не бывает, а Наталья Поклонская, не будем это забывать, в прошлом – сама прокурор и, надо полагать, зря запросы коллегам писать не станет.

Между тем, творческо-производственное объединение «Рок» Алексея Учителя вошло в топ-10 лидеров отечественного кинопроизводства в 2018 году. Это значит, что оно может вновь претендовать на субсидии в приоритетном порядке. На кону — 2,5 млрд руб., из которых 2 млрд руб. можно не возвращать.

А как же быть с критикой Михалкова решения Фонда кино о выделении Учителю денег на съемки скандального кино? А еще с тем, что экспертный совет Фонда, который и определяет кому давать, а кому нет государственные субсидии возглавляет Леонид Верещагин, генеральный директор студи «Тритэ» Никиты Михалкова? К слову, студия самого Михалкова также в числе приоритетных получателей грантов.

Дал «откат» – иди и снимай?

Так что беспокоится Никита Серегевич, похоже, не о себе. Его проекты, как говорят участники рынка, получают необходимую поддержку государства. Речь, скорее всего, идет об оставшемся куске бюджетного «пирога» – ведь Фонд кино намерен распределить порядка четырех миллиардов. Большая часть достанется топ-студиям. Остальное пойдет на поддержку студий поскромнее.

Видимо, о них и заботиться мэтр. Или все же о том «проценте», который, как поговаривают, режиссер получает с таких никому незаметных студий? Ведь кому будут выделено госфинансирование решает экспертный совет, который, напомним, возглавляет соратник Никиты Михалкова. А злые языки поговаривают, что в нем заседают и другие представители «группы поддержки» Михалкова.

Якобы отбирающие заявки от тех, кто готов «отблагодарить». То есть, что называется, дать старый добрый «откат». Еще говорят, что и в самом совете работают люди талантливые. Якобы, как нам пишут, одна из экспертов открыла три студии, оформив их своих родственников и теперь получает деньги, сравнимые с бюджет небольшого российского региона. Тут, главное, «Матильду» не снимать, а на более скромные результаты работы кинодеятелей в Фонде, как говорят, закрывают глаза.

Становится понятно, отчего вокруг Фонда в последнее время развернулась такая борьба, доходящая до скандалов. Поговаривают, что существуют разные группы людей, которые хотят так или иначе контролировать Фонд кино. Многие не сомневаются, что и все последние громкие заявления Никиты Михалкова — продолжение борьбы за контроль над тем, что делается в фонде.

Правда это или наговаривают люди на экспертов из Фонда кино, судить не беремся, это дело более компетентных органов. Повторим лишь то, что дыма без огня не бывает.


Комментрование закрыто.