«Рейдерская культура» Мазепина?

2 марта, 2018

«Сложилась новая модель ведения бизнеса: купить в кредит или захватить предприятие, взять под его залог кредит на покупку новых активов, а старые, отягощенные долгами, продать или бросить, выжав досуха», — так определил суть действий рейдера Михаил Делягин. Соответствует ли ей поведение Мазепина?

В 2002 г. Дмитрий Мазепин возглавил «Сибур» после ареста его директора. Якобы для возврата активов «Газпрому». Однако, видимо, занимался вовсе не тем, так как проработал всего полгода. Зато, вероятно, с большой пользой для себя. Часть активов могла уйти под его контроль и «Газпром» вернул их только в 2006 г.

После ухода из «Сибура» Мазепин купил акции Кирово-Чепецкого химкомбината (КЧХ). Вскоре там произошла авария, в воздух было выброшено большое количество аммиака, погиб человек. Причиной аварии стадо нарушение техники безопасности во всей производственной цепочке. Видимо, ни о какой модернизации приобретенного предприятия и речи не шло. Неудивительно, что позднее КЧХ фактически был ликвидирован. Все нужные соки Мазепин из него выжал?

Следующей «жертвой» Мазепина стал производитель азотных удобрений «Воскресенские минеральные удобрения» (ВМУ). За год некогда прибыльный и успешный экспортер превратился в убыточное предприятие. ВМУ простаивало несколько месяцев, зарплаты рабочих были сокращены на 30-50%. Техническое состояние оборудования вызывало серьезное опасение, в любое время могла произойти авария. Работники завода с целью исправления ситуации даже обращались к президенту России.

Михаил Делягин выступает против уничтожения России рейдерами?

Эксперты предполагают, что Мазепин выводил из ВМУ активы в принадлежащий ему «Уралхим», а завод хотел обанкротить. И из него Дмитрий Мазепин «высосал» все, что мог? Подходит эта ситуация под определение действий рейдера Михаилом Делягиным?

Именно такие действия, видимо, и позволили Дмитрию Мазепину увеличить свой капитал в 2016-2017 гг. в 6 раз до $1.3 млрд. Если брать предприятия и ничего в них не вкладывать, а только их доить, то, естественно, деньги только копятся. До тех пор, пока предприятия не загнутся окончательно. Судьбу их работников, которые в этом случае оказываются выброшенными на улицу, рейдер обычно во внимание не принимает.

Крушение химимперии?

Однако совсем скоро химимперия Мазепина может рухнуть. И это станет закономерным итогом отношения бизнесмена к своим предприятиям, которые, ему нужны не для их развития, а, вероятно, только для собственного обогащения.

В 2013 г. Мазепин приобрел «Уралкалий», на что взял кредит у ВТБ Капитал в размере $4.5 млрд. К тому времени долги самого «Уралхима» составляли уже $676 млн. В 2014 г. рубль обвалился и цена «Уралкалия» упала в три раза, а к концу года его убыток составил 33 млрд руб.

Причинами эксперты называют санкционные войны и падение качества продукции «Уралкалия», в техническую модернизацию которого Мазепин ничего не вкладывал. Впрочем, другое поведение «рейдерская культура» и не предопределяет.

В 2015 г. «Уралкалий» ушел с Лондонской биржи, а в 2017 г. и с Московской. Сейчас общая сумма долга предприятия составляет $ 5 млрд. К 2020 г. планируется сокращение количества работников «Уралкалия» на 20%. Возможно, его ждет банкротство. При этом эксперты предполагают, что к этому времени активы предприятия могут уйти с его баланса. А как же по-другому? Вывести активы со ставшего ненужным тебе предприятия – святое дело для рейдера.

Битва за «Тольяттиазот»?

В течение 10-ти лет длился конфликт основных акционеров «Тольяттиазота» (ТоАз) и Дмитрия Мазепина, который в 2007 г. приобрел 10% акций завода. Захватить или обанкротить его с таким количеством акций Мазепин не мог, поэтому он, видимо, решил действовать другим путем.

На завод обрушились уголовные дела, был наложен арест на его имущество. Сначала владельцев завода Владимира Махлая и Александра Макарова обвинили в неуплате налогов в 2002-2004 гг., а потом в том, что в 2008-2011 гг. ТоАз продавал свою продукцию по заниженным ценам. Оказание давления на владельцев предприятия при помощи возбуждения уголовных дел против – один из основных способов действий рейдеров.

Сейчас основным акционерам завода Сергею и Владимиру Махлаям приходится скрываться за границей, судом вынесено решение об их заочном аресте. А в прошлом году кто-то несколько раз срывал общее собрание акционеров ТоАза. Видимо, с целью парализовать его работу. И этим кто-то мог быть Дмитрий Мазепин.

В 2015 г. была осуществлена попытка рейдерского захвата завода. Некий Евгений Седыкин, который мог быть связан с Дмитрием Мазепиноым, провел общее собрание, на котором был избран председателем совета директоров ТоАза. Однако завод оспорил это решение и летом прошлого года незадачливый рейдер Седыкин получил 4 года условно за попытку захвата завода. Истинный «захватчик» остался в стороне?

Дмитрий Мазепин проиграл битву за ТоАз?

После этого Дмитрий Мазепин, видимо, понял, что его попытка обогатиться за счет ТоАз провалилась. А в январе всплыла еще одна история. СМИ сообщили о задержании в России Сергея Соколова, руководителя службы безопасности Бориса Березовского. Соколова подозревают в незаконном обороте огнестрельного оружия. Фигурантом по делу проходит и экс-начальник безопасности ТоАза Олег Антошин.

Сейчас проверяется их причастность к закладке в помещениях ТоАза в 2016 г. оружия и нелегальной литературы. Следователи предполагают, что это была провокация с целью дискредитации собственников завода. Имеет ли к этому отношение Дмитрий Мазепин?

Интересы арестованных Соколова и Антошина обслуживают юристы «Уралхима». С чего бы это? Не потому ли, что кому-то невыгодно, чтобы арестованные начали давать показания? А что еще может связывать «Уралхим» с откровенно криминальными элементами?

Дмитрий Мазепин, по-видимому, является ярким представителем «рейдерской культуры» ведения бизнеса. Определению Михаила Делягина Мазепин соответствует? По мнению экономиста, рейдеры уничтожают Россию. Дмитрий Мазепин один из них?


Комментрование закрыто.