Преподаватели оценили реформу высшего образования

Декабрь 15th, 2017

Интересное исследование провели социологи с кафедры экономической теории и госуправления Кемеровского госуниверситета. Они попытались выяснить, как преподаватели вузов оценивают идущую реформу высшего образования. Результаты исследования опубликованы в статье Оценка изменений положения преподавателей российских вузов" в журнале "Мир России", №3, 2017.


Фото: XboxNews

Социологи в 2016 году опросили 367 преподавателей из 40 государственных вузов (130 мужчин, 237 женщин). Средний возраст респондентов составил 45,3 года.

Средний общий стаж работы в конкретном вузе — 16 лет.

В 2015 году размер среднемесячной зарплаты профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования должен был достичь 133% к среднемесячной заработной плате в субъекте РФ, а фактически составил 165,2%. Но чем обернулось такое перевыполнение плана по зарплатам? В 2015 году затраты времени штатных преподавателей на научную работу выросли с 5 до 7,9 часов в неделю. Также на 2-3 часа в неделю увеличились затраты времени и на аудиторные занятия, и на подготовку к ним. Среднее суммарное рабочее время выросло с 42,9 до 54,3 часа в неделю. При этом рост документооборота в работе преподавателей составил 22 раза (!!!).

Как преподаватели реагируют на сложившуюся ситуацию? Возможность увольнения рассматривают 37,8% преподавателей. Это выше показателей Мониторинга экономики образования, по данным которого, доля штатных преподавателей, которые хотели бы сменить место работы или перестать работать, за 2006-2014 годы упала с 33% до 19%, а в 2015 года (в разгар реформ вузовского образования) снова выросла до 22,5%.

Абсолютную лояльность руководству проявляют 31,6%. Остальные 30% готовы бороться за свои права и за улучшение качества работы преподавателей.

Выводы исследователей:

-Усугубление положения преподавателей в результате проводимых реформ: увеличивалась напряженность труда, изменилась структура рабочего времени, ухудшились статусные позиции.

— Такой подход приведёт к формированию утилитарного краткосрочного мышления, измеримым результатам, "клиентизации" студентов и депрофессионализации преподавателей

— С другой стороны, идущие преобразования оцениваются с позиции перехода от "индустриального образования" к "новому образованию", представляющему собой "систему гибкого, индивидуализированного, открытого образования".


Советую почитать:

Комментрование закрыто.