ОСК выйдет сухой из воды?

6 октября, 2017

Минпромторг до конца года выдаст ОСК еще 2.5 млрд рублей сверх того миллиарда, что выдал раньше. Пойдут эти деньги на судостроительство или осядут «на дно»? 

Очередное денежное «вливание» достанется ООО «Гознак-Лизинг», входящего в Объединенную судостроительную корпорацию. Как стало известно корреспонденту УтроNews, бюджетные средства предполагается направить на программу льготного лизинга. Грубо говоря, это возмещение скидки, которую ОСК будет предоставлять судостроителям при использовании верфей.
 
О выделении ОСК еще 2.5 млрд бюджетных рублей директор департамента судостроения и морской техники Минпромторга Борис Кабаков объявил на круглом столе. Собрание было посвящено выполнению указов президента в области развития внутренних водных путей. А вот когда решение о дополнительном субсидировании было принято — неизвестно. Ранее в Минпромторге заявляли, что будут выделять ОСК по 1 млрд рублей в год вплоть до 2019 года.
 

 
Всего в федеральном бюджете на 2017 и плановом на 2018-2019 годы на дополнительное финансирование лизинга гражданских судов предусмотрено 2.46 млрд рублей. Деньги эти появились при загадочном «перераспределении» средств Минпромторга. Однако если лишние средства появились у ОСК, значит их отобрали у кого-то другого?
 
Корабли лавировали-лавировали…
 
Как следует из презентации ОСК, дополнительные 2.5 млрд — это только «цветочки». «Ягодки» понадобятся дальше, ведь к 2030 году корпорация планирует построить порядка 1.2 тысяч судов разных типов — от рыболовецких и несамоходных до нефтеналивных и круизных лайнеров. На все это потребуется (только по текущим оценкам!) 739 млрд рублей, и как же здесь обойтись без господдержки?
 
Использовать бюджетные деньги ОСК планирует вплоть до 2025 года. Но давайте разберемся: в 2017 году на закладывание всего четырех судов потребуется 0.95 млрд поддержки при общей стоимости 1.73 млрд рублей, то есть государство оплатит “всего” 55%. Зато к 2021 году, число судов по расчетам корпорации возрастет до ста, а общая сумма, соответственно, до 70 млрд рублей. Бюджетная помощь, по планам ОСК, к этому времени составит уже 53.2 млрд рублей — а это 76% стоимости! 
 

 
ЛК-25 Виктор Черномырдин.
 
Между тем, на данный момент у судостроительной корпорации всего две крупные заявки на строительство круизных лайнеров. Кроме того, большая часть проектов просто «повисла» в воздухе. К ним относится, например, ледокол ЛК-25 «Виктор Черномырдин», срок сдачи которого заказчику в очередной раз был перенесен на конец 2018 года. Стоимость за время строительства, конечно, увеличилась — с 7.9 млрд до 11 млрд рублей. Не смотря на то, что госконтракты изменения стоимости не подразумевают, корректировку на девальвацию рубля Минтранс произвел. Может ли случиться так, что аппетиты ОСК вырастут и при расходовании новой порции бюджетных средств?
 
Где деньги, Рахманов?
 
С 2014 года и по сей день предприятием руководит Алексей Львович Рахманов, бывший замминистра торговли РФ. Это занимательное совпадение становится интереснее если приглядеться к окружающим его лицам. Так, совет директоров ОСК с 2015 года возглавляет Денис Мантуров — экс-глава Минпромторга и, соответственно, бывший начальник Рахманова.
 

 
Алексей Рахманов.
 
За время, которое Рахманов находится у власти ОСК, в отношении предприятий корпорации возбудили более 60 уголовных дел. Они связаны с коррупцией, отмыванием денег и растратами. Например, бывший топ-менеджер ОСК, член совета директоров «Росшельфа» Илья Кокарев в общей сложности причинил ущерб государству в размере 2 млрд рублей. По случайному совпадению, он был одноклассником Рахманова в бизнес-школе в Чикаго: неужели там такому и научили?
 
Постарались на благо родного предприятия топ-менеджер ОСК Артем Самцов и бывший менеджер «Севмаша» по бюджету и закупкам Роман Накозин. По версии следствия, они организовали между «Севмашем» и ОСК «Арктика» сделку по закупке оборудования, завысив его стоимость в 16 раз. «Наварились» они при этом примерно на 60 млн рублей.
 
Бывший глава «Амурского судостроительного завода» Андрей Басаргин совершил растрату 77 млн рублей. Специально-производственная техническая база «Звездочка» под руководством уже осужденного Константина Хрюкина, закупала контрафактные детали с превышением цены в три раза, и «потеряла» арматуры на 73 млн рублей. Общая сумма вмененных растрат — 60 млн рублей. 
 
Вишенкой на торте остается история про закупку витаминов. Судостроительные компании, в частности, «Арктика» и та самая «Звездочка», заботятся о своих сотрудниках. Поэтому в 2016 году первая закупила витаминов на 110 млн рублей, а вторая — всего на 61 млн. Примечательно, что покупки происходили у фирм с почти идентичными названиями и единым юридическим адресом. Видел ли кто-то эти витамины воочию, остается неизвестным.
 
Общая сумма ущерба, причиненного государственному бюджету государственной же корпорацией, оценивается в 20 млрд рублей. Деньги ОСК при этом давать не перестают.
 
Наблюдатель извне.
 
Однако от цифр и судов стоит обратиться к тому, почему Минпромторг, Минтранс и другие ведомства постоянно идут навстречу ОСК? Делают поблажки, закрывают глаза на третий подряд сдвиг сроков, выделяют дополнительные деньги, не предусмотренные госконтрактом. Почему все вопросы, которые возникают между ОСК и властью решаются на уровне премьер-министра, а то и президента?
 
Помимо предыдущих постов Рахманова и Мантурова, которые сами по себе говорят об их близости к исполнительной власти и умению решать вопросы с финансированием, к ОСК отношение имеет и глава другой крупной государственной корпорации. Речь идет о президенте «Роснефти» Игоре Сечине.
 

 
Сечину на его посту позволяется многое — здесь можно говорить и о различной господдержке, и о победе в самых разных тендерах, и о деньгах. Но какое отношение, казалось бы, он имеет к судостроителям?
 
История с ним началась с 2008 года, когда Путин объявил о его назначении на должность президента ОСК. Однако в итоге ее занял Роман Троценко, советник Сечина. На смену ему пришел некто Андрей Дьячков, но главе «Роснефти» не угодил — и на его место был назначен лояльный Алексей Рахманов. Настолько лояльный, что занимает пост и по сей день. 
 
В 2014 году интересы Сечина в ОСК стали очевидными: предположительно, он мог сыграть немалую роль в «распиле» средств, выделенных на строительство злополучного «Виктора Черномырдина», который не сдан и по сей день. Да и деятельность Троценко на посту президента корпорации вряд ли можно назвать независимой.
 
Возможно, именно из-за роли Игоря Сечина все вопросы с ОСК постоянно решаются на высшем уровне, а государство регулярно кладет в постоянно открытый рот корпорации дополнительные суммы.
 
utronews.org


Комментрование закрыто.