Вадим Ермолаев: днепровский король воров, коньяков и контрабанды. ЧАСТЬ 2

28 сентября, 2017

Как украсть завод

Когда в начале «нулевых» Ермолаев занялся всем подряд – от торговли зерном до ввоза техники, и всё снова в обход таможни – то он начал проводить финансовые операции через собственный «Агробанк». В 2006-м продал его чешскому «Home Credit Bank» (цена сделки называлась в рамках 40-65 миллионов долларов). При этом на «Агробанке» висел кредитный долг Никопольского трубного завода (НТЗ, единственный производитель титановых труб в Украине) в размере 12 миллионов гривен – который завод взял, чтобы расплатиться с фирмами Ермолаева за поставку оборудования (по завешенной в 7-8 раз цене!).

Воспользовавшись продажей как поводом, Ермолаев потребовал от НТЗ немедленно уплатить долг – мол, покупатели банка не хотят брать его с таким проблемным кредитом. После чего в течение двух лет Ермолаев занимался рейдерским захватом НТЗ, перешедшем под контроль его ПО «Оскар». Сначала это была передача «Оскару» имущества завода, как бы в уплату за долги. И на этом имуществе фирма Ермолаева начала производить продукцию, в то время как оставшийся без него ГПО «НТЗ» простаивал и влезал в новые долги.

Интересно, что при этом ему пришлось вести войну против Национального космического агентства Украины (НКАУ), которое управляло предприятием. Управляло скверно, позволив ему разорится – но, возможно, в этом был интерес советника директора НКАУ Михаила Гриншпона, которого также интересовало это предприятие. Ценность завода, захваченного рейдерами за долг в 12 миллионов гривен, проявилась потом, когда предприятие начало работать под руководством ПО «Оскар». Выпуская продукцию для Украины и России, в том числе специального назначения (для ракетных систем и ядерных ТВЭЛов), он даже в кризисном 2010 году заработал около 75 миллионов гривен.

Но вот что интересно: в 2011 году совладельцем «Оскара» стала австрийская компания «Wellmind Invest», чьим директором являлся Валерий Омельченко – муж старшей дочери экс-премьера Крыма Василия Джарты. После чего украинские суды окончательно встали на сторону ПО «Оскар», объявив ГПО «НТЗ» (как физическое лицо) банкротом и полностью передав весь завод фирме Ермолаева и Омельченко. 

Как украсть и вывести деньги

В 2003 году на счета фирмы «Бонус» были переведены 120 тысяч бюджетных гривен от фирмы «Ольвия билдинг системс», которая взяла подряд на выполнение ремонтных работ в городской больнице Днепропетровска и наняла субподрядчика. Но работы никто даже не начал, после чего деньги перевели обратно на счета «Ольвии», где они и остались, не вернувшись в бюджет. И это был далеко не единичный случай: SKELET-info известно, что только в том же 2003 году эти две фирмы «освоили» подобным образом 25 миллионов из бюджета Днепропетровска!

В 2009 году против корпорации «Алеф» было впервые возбуждено дело о контрабанде – спустя почти 15 лет после того, как она начала ею активно заниматься. Да и речь тогда шла лишь об одном эпизоде: занижении таможенных сборов при провозе в Украину 436 единиц сельхозтехники, что нанесло державе ущерб в размере 28 миллионов гривен. И что же? Деньги оказались в кармане Ермолаева, а в тюрьму сел… работник таможни.

В 2015 году украинские СМИ сообщали о том, что теплоходы «Алькор» и «Атлас» возят из Турции в Херсон контейнеры с бытовой техникой, после чего на таможенном посту «Цюрупинск» люди Ермолаева проводят хитрые манипуляции с оформлением товара, уклоняясь от выплат миллионных пошлин. И что же? На это никто даже не отреагировал.

Вячеслав Мишалов

Неплохо зарабатывал Ермолаев и на городских тендерах – что неудивительно, ведь в 2005 году его компаньон Сергей Касьянов успел немного побыть губернатором, а в 2010 году его зять Игорь Цыркин (муж сестры) стал первым заместителем городского головы Днепропетровска. А в 2015 году ему удалось посадить в кресло секретаря городского совета Вячеслава Мишалова – сына своего бизнес-партнера Дмитрия Мишалова, с которым они совместно владеют интернет-провайдером «Фрегат». 

Неудивительно, что последние два года у Ермолаева происходил настоящий тендерный бум! Вот, например, в июне 2017 года его фирма «Альфатех» выиграла тендер департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства на поставку спецтехники. Сумма контракта – более 126 миллионов гривен. А годом ранее «Альфатех» выиграла тендер на приобретение бульдозеров – на сумму почти 96 миллионов гривен. Интересно, а что если новым мэром Днепра действительно станет старый «кореш» Ермолаева «Нарик»? Хватит ли тогда денег в городском бюджете?

Дмитрий Мишалов

22 мая 2014 года вышло распоряжение НБУ № 29, гласившее: «За 2012-2013 годы и 4 месяца 2014 года клиенты ПАО «АктаБанк» — физические лица получили со своих текущих счетов наличные средства в иностранной валюте на сумму, которая в гривневом эквиваленте превышает 65 миллиардов гривен». 8 миллиардов долларов! Откуда же взял такие деньги довольно скромный «АктаБанк», принадлежавший Ермолаеву, чьи активы на январь 2014 года составляли всего 4 миллиарда гривен? В данном случае это была колоссальная схема аферы, когда через «АктаБанк» просто продавались или выводились огромные суммы валюты – а брали её из запасов Нацбанка и Валютного резерва. Понятно, что для участия в такой схеме Ермолаеву требовалось очень высокое доверие со стороны и «семьи» Януковича, и других группировок «донецких».

В похожей схеме «АктаБанк» участвовал и в 2010 году, когда он за 8 месяцев продал якобы «населению» 1,196 миллиарда долларов. Так вот, тогда удалось установить фамилии «населения», коими оказались некие Рыжков, Лещинская, Сорока и Яковлев — почти ежедневно покупавшие партии валюты по 5-10 миллионов долларов! 

Валютные операции за 8 месяцев 2010 года

И это не считая того, что кризис 2008-2009 г.г. «АктаБанк» использовал для фактической кражи средств вкладчиков на сумму более 500 миллионов гривен, из которых потом 350 миллионов были компенсированы за счет бюджета. Окончательно обанкротившись к 2015 году, «АктаБанк» до сих пор еще не расплатился со всеми своими долгами перед доверчивыми украинцами – и сейчас за них рассчитывается государство (налогоплательщики).

В 2012 году компания «Укрсельхозпром», являющаяся частью корпорации «Алеф», купила в Эстонии «Marfin Popular Bank», переименовав его в «Versobank» (открыв его представительства в Киеве и Днепропетровске). И с самого начала использовала его в схемах вывода валюты в оффшоры, из-за чего «Versobank» уже не раз становился объектом скандалов и расследований. В нем уже дважды (2013 и 2015 г.г.) проводили обыски и эстонские правоохранители, но он продолжает работать. Так, в 2015 году в Versobank» перечислялись гонорары фирме «Fuerteventura Inter LP», которая выступала посредником в продаже украинского вооружения ОАЭ. Но сделка не состоялась, а гонорар (1,9 миллиона долларов) так и «уплыл». Как установила НАБУ, это изначально являлось аферой. 

Но самым громким скандалом с участием «Versobank» могло стать дело Владимира Плахотнюка – председателя Демократической партии Молдовы, бывшего вице-спикера молдавского парламента, очень влиятельного в стране человека. Он был причастен к отмыванию через молдавские банки 23 миллиардов долларов, поступавших из России, причем от лиц, входящих в т.н. «список Магницкого». По данным SKELET-info, в 2016 году на него готовилось покушение, к которому якобы было причастно ФСБ: сообщалось, что Плахотнюка хотели устранить, поскольку он грозился выдать информацию об отмывании денег западным спецслужбам. Так вот, в этих схемах участвовал и «Versobank»: в частности, подтверждено, что через его счета были выведены 205 миллионов евро, принадлежавших людям из окружения Путина. Но, хотя по этому факту в Эстонии проводились тщательные проверки, а в Украине Нацполиция даже возбуждала уголовное дело, «Versobank» продолжает работать и осуществлять свои грязные схемы, а его владелец Вадим Ермолаев чувствует себя в Украине настолько уверенно, что даже не стремится обзавестись депутатским мандатом. 

Сергей Варис, для SKELET-info


Комментрование закрыто.