Первый муж Веры Глаголевой: Я и сегодня убежден, что институт не сделал бы ее актрисой

17 августа, 2017

«Комсомолка» публикует отрывки из книги Родиона Нахапетова

В 1999 году в издательстве «Вагриус» вышла автобиография Родиона Нахапетова, первого мужа Веры Глаголевой. Режиссер назвал книгу своим освоением финала и подступом к нему. Но сама актриса признавалась, что книгу своего первого мужа не читала. «Это — его правда, — говорила она. — Но есть и моя правда. Мы прожили вместе двенадцать лет, а в книге, как говорят дети — страниц пятнадцать о наших отношениях, а вся остальная книга посвящена Наташе? Как он с ней счастлив?

Союз Глаголевой и Нахапетова распался, когда режиссер уехал в США, где повстречался со своим менеджером Натальей Шляпникофф, ставшей впоследствии его женой.

Какова она — правда Веры Глаголевой — мы уже не узнаем. Казалось, что над ней не властно время. А потому — этого времени у нее много.

…На край света

Роль Симы, девушки-сироты, бросившейся спасать сводного брата, Вера Глаголева получила в 19 лет. Фильм по пьесе Виктора Розова «В дороге» снимал молодой режиссер Родион Нахапетов. Как признавался режиссер, образ девушки был ключевым для фильма. Он хотел найти не школьницу с чистыми наивными глазами, как предлагали ассистенты, а героиню, наделенную некоей тайной. Случайный выбор пал на девушку с французской прической в зеленом комбинезоне, проходящую по мосфильмовским коридорам. Глаголева пришла на просмотр, кудапригласила ее подруга и совсем не планировала сниматься.

« Яне хочу быть актрисой. Я мастер спорта по стрельбе из лука», — ответила она опешившим ассистентам Нахапетова. Впрочем, уговорить юную спортсменку прийти на пробы им удалось.

«Вера выучила свой текст и стала «подбрасывать» его с такой естественностью и легкостью, как будто он сию минуту рождался в ее голове. Я похвалил Веру и ввел ее в кадр — сначала бочком, а затем лицом к камере. Раскованность Веры объяснялась тем, что она мечтала о спортивной карьере, а не о кинематографической. Ей было наплевать… Мне нравилась ее уверенность, но уверенность еще не талант.

Как играла Вера Глаголева

Нахапетов не скрывал: любовь к Вере обострила все органы чувств и сделала его по-настоящему счастливым: «Каждая сцена, которую играла Вера, доставляла мне наслаждение. Я смеялся, как будто это была комедия, а если наступал трогательный момент, готов был проливать слезы… меня умиляло в ней все: и мальчишеский азарт, когда она играла в футбол, и неуменье врать, и забавные гримасы, и сонливость на пути на съемку, и, конечно же, ее почтительное «вы» в разговоре со мной. Кстати, она избавилась от этого «выканья» лишь спустя год, когда, как у Пушкина, «пустое вы сердечным ты она, обмолвясь, заменила…

Родион НахапетовФото: РУСЛАН ВОРОНОЙ, ЭКСПРЕСС ГАЗЕТА

В перерывах межу съемками они плавали наперегонки (Глаголева плавала — как дельфин) и мерились силой: «У лучников, натягивающих тугую тетиву, тренированная рука… она охотно сжимала своими длинными пальцами мою короткопалую руку и изо всех сил старалась меня перебороть.»

Удивительно, что Глаголева так и не получила актерского образования. Меж тем, как признавалась сама актриса, она жила на Тишинке, в доме, где расположен знаменитый вуз.

«Честно говоря, я и сегодня убежден, что институт не сделал бы Веру актрисой. Потому что ею она уже была. Вера нуждалась в тренинге, в практике. Но не в азах. Не в студенческой скамье. От природы она обладала легкостью игры, которая иным дается многолетним трудом», — пишет Нахапетов.

Мечта о ВГИКЕ

После завершения работы над фильмом, Нахапетов и Глаголева отправились в Одессу. Там снималась «Раба Любви», в которой Нахапетов играл главную мужскую роль. В Одессе Нахапетов сделал Глаголевой предложение.

«Наши отношения тогда были в самом разгаре. Я не мог расстаться с ней не то что на день — на минуту. Мы гуляли с Верой по Одессе. Бродили по тихим ночным улочкам, спускались по потемкинской лестнице, выходили к морю. Иногда Вера готовила — благо в нашей гостинице была кухня. Сладкий и нежный вкус ее сырников я помню до сих пор… Мы мечтали о будущей жизни, о ее поступлении во ВГИК. Вера очень своеобразно читала Блока.

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море…

В ее чтении было странное, как будто сумеречное блуждание интонаций и декадентский излом рук. Невероятно! Как могла она, современная девушка, столь точно уловить стиль и время?

— Ты поступишь, не сомневайся.

— Было бы здорово!

— Да, но… — сердце мое вдруг забилось тревожно, — ты все время будешь пропадать в институте. Репетиции, молодые ребята… Мы будем встречаться урывками, все реже и реже, пока и вовсе не расстанемся. Ты готова расстаться со мной?

Вера бросилась мне на шею:

— Нет, Радинька, нет, я не хочу идти в институт. Я не хочу, правда.

Я был тронут».

«Враги»

«Она расцветала на глазах, — вспоминал муж-режиссер. Знаменитый Анатолий Эфрос, едва познакомившись, утвердил Веру на одну из главных ролей (вместе со Смоктуновским, Далем и Добржанской) в фильме «В четверг и больше никогда» по сценарию Андрея Битова… В том же году она снялась во «Врагах».

В съемочной группе «Врагов» к ней относились дружелюбно не только из-за брачного статуса. «Она стала украшением фильма, его сердечным, звонким камертоном. Великих она не боялась и не теряла естественности ни при каких обстоятельствах».

«Вот она, твоя актерская школа! — с удовлетворением думал Нахапетов. — Где, в каком институте можно приобрести столь благодатный опыт?»

«Зонтик для новобрачных»

В сценарии Рамиза Фаталиева «Зонтик для новобрачных», который муж-режиссер выбрал для следующей постановки, снова была небольшая роль для Веры. Однако играть ее Глаголевой не очень хотелось: «если бы ты знал, как мне надоело играть наивных девочек», — призналась она.

«Я понимал ее. Ей было двадцать шесть. Как зрелая актриса, она хотела «переквалифицироваться» на экране в зрелую женщину. Но она выглядела много моложе своих лет…

— Прошу тебя: сыграй девочку — в последний раз.

И Вера согласилась. Действительно в последний раз».

Расставание

Нахапетов вспоминает: чем дальше они становились друг от друга, тем чаще появлялись в журналах в обнимку, как нечто целое и неразрывное. «Видимо, зритель нуждается в хороших примерах. В кино, где все на виду, легче внедряется образ взаимодополняющей, идеальной пары…

Меж тем семейные отношения с Верой, хоть и носили характер дружеский и внешне благообразный, все же имели трещины и надломы. К тому же в последние четыре года я стал делать фильмы, которые были далеки от интересов жены…

Возможно, я и в самом деле наскучил ей. Она общительна, жизнерадостна, я же люблю уединение, часто предаюсь грусти. День за днем таяли наши чувства, но мы были слишком заняты своими киноделами, чтобы бить тревогу. Мы не замечали, как разрушается здание нашей семьи.

В 1974 году, когда я начинал работать над фильмом «На край света», мне попалась на глаза очаровательная восемнадцатилетняя девчушка, которая сначала сделалась героиней фильма, затем завоевала мое сердце, потом стала моей женой, родила прекрасных девочек, работала со мной, понимала меня, ждала, когда я уезжал, верила и любила. Все это — вся моя жизнь с Верой — уходило теперь в прошлое».

Один из трогательных эпизодов книги — телефонный звонок Фаины Раневской.

«С кем я разговаривала — с ангелом?» — спросила Раневская режиссера, когда Глаголева позвала его к телефону.

— Нет, это моя жена, — ответил Нахапетов.

— Нет, не спорьте, она не жена, она ангел, — возразила Раневская.

Теперь это действительно так.

Светлая память, Вера Витальевна.


Комментрование закрыто.