Мафия, корейцы и нитратный размер. 7 фактов об арбузном бизнесе Украины

5 августа, 2017

Отправленная водным путем из Херсона в Киевскую область арбузная баржа тут же стала знаменитой. «Страна» же решила узнать то, что обычно остается за кадром — как устроен на самом деле арбузный бизнес в Украине.

1. Украино-корейские арбузы

Большую часть продукции херсонских полей – в том числе бахчевых, давно можно смело называть украинско-корейской.

А выращивание арбузов давно стало наследственным ремеслом этнических украинских корейцев. Корейские артели до сих пор добиваются наилучших урожаев на арбузных бахчах Херсонщины.

«С корейцами и раньше было трудно конкурировать, а сейчас и вовсе невозможно. С началом конфликта на востоке Украины, в Запорожье, Херсонщину и Николаевщину переехали корейские семьи из Донецкой области. Корейцы получают с полей урожаи в несколько раз больше, чем местные фермеры. Себестоимость продукции у них тоже в разы ниже. Это происходит за счет того, что фермеры — корейцы работают в своих хозяйствах всей семьей, никогда не берут банковские кредиты под залог будущих урожаев, предпочитая обходиться внутренними займами внутри своих кланов, предпочитают выращивать ранние сорта арбузов, пользуясь «пленочной» технологией. Также фермеры – корейцы заранее продумывают логистику продаж арбузов, заключая контракты на сбыт урожая арбузов оптом с крупными оптовиками. В итоге они практически полностью продают урожаи еще на корню заранее. У мелких же производителей около 30 % урожая остается на полях» — говорит оптовый перекупщик сельхозпродукции Константин Зайко.

2. Бригадный подряд

С конца мая и начало июня на Херсонщине, Николаевщине и в Запорожской областях на оптовых рынках открываются неофициальные биржи труда. На этих биржах давно есть свои «смотрящие» посредники — они заранее формируют бригады, которые сдают в аренду крупным агрохозяйствам и фермерам.

Бригады сезонных рабочих на бахчах формируются из заробитчан из городов и других областей. Бригадирами, а фактически, надсмотрщиками, как правило, работают местные жители, которых хорошо знают хозяева арбузных плантаций. Старшие бригад отвечают за сохранность на полях урожая, за трезвость бригады и быстроту сбора плодов, когда на бахчу заезжает машина оптового покупателя.

Заробитчане нанимаются на весь сезон и живут прямо на бахче, фактически они работают и как сборщики арбузов, и как охранники. Плата за месяц такой работы – от 5 до 7 тысяч гривен в зависимости от  прилежности. Питанием обеспечивают работодатели. Если на бахче нет крупных краж, мало повреждений плодов (работники также обязаны гонять мелкую живность с полей), а машины оптовиков быстро загружаются урожаем, можно заработать и до 8 тысяч гривен.

Если бригада «прощелкала» крупную кражу с поля или сама украла и продала часть урожая, можно в одночасье остаться без зарплаты и без работы – расправа будет быстрой и неумолимой, вплоть до избиения. Причем в большинстве сезонных бригад охранников-сборщиков ответственность коллективная, проштрафился один – другие также могут остаться без заработка.

3. Мелкий опт и водный путь

Местные мелкие фермеры, рискующие выращивать арбузы на площадях не более 3–5 гектар, вынуждены продавать свой урожай мелкими партиями на местных оптовых рынках перекупщикам и в розницу у дорог. Причем наибольшую прибыль мелким бахчеводам приносит именно розница – за счет продаж арбузов проезжим туристам.

Мелкий опт на местных рынках в лучшем случае отбивает урожай в «ноль», покрывая расходы на выращивание и труд. Средняя себестоимость урожая арбузов в 2017 году составляет около одной гривны за килограмм (без учета зарплаты и прочих накладных расходов). Средняя оптовая цена пока держится на уровне от 2,5 гривен за килограмм. Розничная цена — от 4 гривен (есть колебания по регионам).

Средняя стоимость перевозки арбузов составляет от 50 копеек до 1 гривны за килограмм в зависимости от расстояния. При этом бой и порча арбузов достигает до 10 процентов.

Собственно, водная транспортировка арбузов из Херсона в Киев – это хорошо забытое старое. Еще пару десятков лет назад десятки барж привозили в столицу сладкую ягоду с полей южных регионов Украины.

Водная транспортировка сохраняет арбузы в лучшей сохранности, чем автомобильная, стоимость транспортировки в разы ниже, однако есть и минус – длительность таких перевозок – в три – четыре раза дольше автомобильных. Дело в том, что оптимальный срок хранения арбузов при температуре выше 25 градусов – не более полумесяца.

Из-за того, что водного грузового транспорта в Украине почти не осталось, неторопливые перевозки арбузов по рекам под силу и по средствам лишь крупным агрохозяйствам вроде «Нибулона», которые заключают прямые контракты на продажи с крупными оптовыми сетями — в данном случае, «Сильпо».

Мелким и средним производителям арбузов водные перевозки «не грозят» до появления на рынке грузоперевозок сильных независимых владельцев речного траспорта. Поэтому знаменитый «арбузный ковчег Гройсмана» — пока исключение из правила.

4. Чужие здесь не ходят

Логистика арбузного бизнеса в Украине давно поделена между своеобразными семейно-этническими кланами.

«Чужих» в арбузный бизнес не то, что не пускают – бери в аренду бахчу и выращивай на здоровье! Но вот со сбытом продукции будут проблемы – на оптовом рынке «чужому» достанется самое дальнее место и перекупщики предложат цену ниже средней.

В целом есть даже определенное разделение труда.

Выращиванием арбузов занимаются корейцы.

Скупкой мелких и средних партий арбузов и дынь на оптовых рынках, а также сбытом в городах – на так называемых сезонных «арбузных» площадках занимаются азербайджанские семейные кланы.

Формированием сезонных рабочих бригад, надзором за заробитчанами и перевозкой арбузов и дынь занимаются местные жители «арбузных» регионов, объединенные в неформальные артели.

5. Арбузная мафия

В Украине существует своя государственная арбузная «мафия» — начиная от муниципальных управлений благоустройства и торговли, полицейских из территориальных отделов, траспортного надзора и государственных экологических служб.

Чиновники участвуют в цепочке посредников в роли государственного «рэкета», получая с торговцев и перевозчиков свой «гешефт» — за перегруз фур с арбузами, за превышение нитратов и прочей химии арбузов, продаваемых на городских «точках», за выгодное расположение этих площадок.

Собственно, розничная цена за каждый килограмм арбузов и дынь как минимум содержит 1 гривню расходов оптовиков, перевозчиков и торговцев на взятки чиновникам.

6. Полосатый экспорт

Экспортом за рубеж арбузов и дынь занимаются крупные оптовые агрохозяйства и крупные перекупщики, чаще всего не видевшие сам товар вживую. До 2014 года наибольшая часть экспорта украинских арбузов шла в Россию. Но после начала конфликта на востоке Украины экспортировать арбузы в РФ прекратили вообще.

«В России своих арбузов полно – астраханских. До 14-го года херсонские арбузы брали оптом в Белгороде и Курске – в неделю до трех-четырех фур, дальше мы фуры не гоняли. Сейчас это в прошлом – экспорт украинских арбузов накрылся «медным тазом». И дело даже не в том, что астраханские арбузы составляют конкуренцию херсонским, а из-за того, что на границе теперь стали лютовать российские экологические ведомства – нужно предъявить сертификаты качества, соответствия нормам содержания нитратов, придираются к любым мелочам – от небольшого перегруза до условий транспортировки арбузов. Арбузы – груз очень нежный, если фуру с ними продержать сутки – двое на солнце, груз «потечет». Сейчас крупные оптовики — посредники каждый сезон везут арбузы в Белоруссию, Польшу и Прибалтику» — рассказал херсонский грузоперевозчик Игорь Гинкул.

7. Размер имеет значение

По мнению опрошенных «Страной» фермеров, перевозчиков и торговцев арбузами, наибольший урон торговле бахчевыми наносит давнее народное предубеждение, что ранние сорта арбузов «напичканы» химией и есть их нельзя: дескать только «августовские» арбузы содержат наименьшее количество нитратов. На самом деле концентрация нитратов и прочей химии в арбузах зависит от случая и… состоятельности производителя.

«Сейчас любые арбузы, как ранние сорта – июльские, так и поздние – августовские, как у мелких производителей, так и крупных, растут только с привнесением удобрений. Без удобрений урожай будет мизерным и производитель не выдержит конкуренции. Но если бахчу держит мелкий фермер, который продает свою продукцию мелкими партиями, то денег на дорогостоящие удобрения у него меньше. Соответственно, арбузы у него меньшего размера, так называемого «третьего сбора» — от 4 до 5 килограмм. Но такие арбузы самые чистые.

Самые «бомбажные» арбузы получаются, тогда когда владелец бахчи не жалеет в расчете на большой и крупнокалиберный урожай в качестве удобрения удобрений –  от 9 до 12 килограмм. Самый оптимальный, это средний «сбор» — от 5 до 8 килограмм в одном арбузе. А на арбузных «площадках» в городах продаются арбузы в навал – партии разных сборов и сортов смешиваются, и покупка относительно «чистого» от нитратов или совсем «термоядерного» — дело случая и везения покупателя» — признается херсонский фермер Юрий В. 

Интересно, что по словам фермера  только крупные агрохозяйства, заключающие прямые экспортные сделки на поставку арбузов за рубеж – в Белоруссию, Польшу и Прибалтику, могут позволить себе удобрение полей дорогостоящими элитными сортами удобрениями, под присмотром грамотных агрономов, сортировку и хранение продукции. Просто потому, что европейские экологические ведомства ведут строгий учет чистоты импорта сельскохозяйственной продукции. Поэтому украинский арбуз, купленный в Белоруссии или Польше, скорее всего содержит гораздо ниже нитратов, чем арбуз для «внутреннего» пользования.


Комментрование закрыто.