Должность Гройсмана лишняя – советник президента

21 июля, 2017

Внештатный советник президента Украины, экс-министр финансов Игорь Уманский считает, что должность премьер-министра является лишней в Украине. Также он раскритиковал Гройсмана за решение повысить минимальную зарплату до 3200 грн.

Уманский высказал в опубликованном сегодня интервью следующие соображения:

— Я считаю, что у нас одна должность в стране лишняя — или президента, или премьера. Как по мне — должность премьер-министра. Мне больше нравится модель, которая сейчас существует в Соединенных Штатах: выбрали президента на 5 лет и он формирует правительство. И он является главой правительства, он и его команда несет ответственность за все эти 5 лет.

Но у них есть эти 5 лет. Если я как руководитель правительства вижу, что у меня не совсем справляется со своей работой какой-то министр, я меняю персонально одного человека — не весь состав правительства.

5 лет — это значительный срок, на который уже можно планировать, в том числе проводить ту же пенсионную реформу. Чтобы ее правильно и адекватно реализовывать, нужно не 1 и не 2 года.

Как за нее взяться, если у действующих членов Кабмина нет понимания, будут ли они до Нового года на своих должностях? Они могут даже не успеть ее запустить. А могут еще год-два проработать. Эта неопределенность — она формирует поведение руководителя. И здесь вопрос не персонально в Гройсмане или в Реве. Нет системного восприятия ответственности за ту работу, которую ты делаешь.

Мы стараемся в песочнице пасочки переставлять, а менять нужно систему. Именно с конституционных изменений необходимо начинать это делать.

Могут быть разные модели — парламентско-президентская, президентско-парламентская, парламентская и тому подобное. Мне кажется, что для нашей страны была бы наиболее эффективной именно такая модель, как в США. Тогда бы мы убрали этот элемент неопределенности и внесли элемент ответственности.

Потому что сегодня в восприятии людей все равно вся ответственность на Президенте. А полномочий на сегодняшний день с точки зрения экономической или финансовой политики у него нет. А народ не хочет этим заморачиваться: «Мы его выбрали». Кто выбирал Гройсмана? Или кто выбирал Яценюка? Люди не выбирали. Они выбирали Порошенко. С позиции ментальности украинцев у нас ответственность персонифицирована.

Поэтому, как по мне, нужно решать более глобальные проблемы сначала, а потом уже двигаться вниз. Мы начинаем решать проблему минимальной заработной платы, при этом разрушая систему.

То же самое касается и тех конкурсов с независимыми конкурсными комиссиями на должности, которые проводятся. На мой взгляд, это путь в никуда. Условно я президент, я отвечаю по закону, по Конституции, в восприятии людей за тех лиц, которых я назначаю. Но их должны выбирать какие-то независимые от меня люди. То есть ответственность на мне, а возможности влияния на происходящее у меня нет.

Искажается система ответственности. По моему глубокому убеждению, большинство людей, которые в этой системе работают, даже этого не осознают, потому что уровень квалификации большинства из них не соответствует тем должностям, которые они занимают. А те, кто мог бы отвечать, не хотят туда идти, потому что нет должной мотивации, нет возможности реализовать какие-либо вещи.

Если бы пришел на должность, например, министр социальной политики, имея все возможности для проведения пенсионной реформы, социальной реформы, и зная, что у него есть 5 лет — думаю, он бы совсем по-другому строил свою политику. И они бы не принимали тогда решений о 3200.

Если ты не просчитываешь последствий, не пытаешься их просчитать, то ты получаешь случайный результат. С той же пенсионной реформой. Нужна ли она? Бесспорно, нужна. Но опять же, ее все увидели уже на сайте ВР, даже при рассмотрении в Кабинете министров члены Кабмина не имели текста. Это нормально? Они что-то для себя посчитали, ни с кем не посоветовались, даже внутри правительства. Результат будет соответствующий!

***

Относительно «зарплатной революции» Гройсмана советник президента сказал такое:

— Неоднозначное было восприятие по одной простой причине. У нас в последние годы были существенные инфляционные процессы, а темпы роста социальных стандартов значительно отставали от инфляции и, как следствие, потребность в том, чтобы подтянуть эти социальные стандарты, была и остается значительной. Вопрос — в возможностях. Желание увеличить минимальную зарплату, пенсии были и есть как у людей, так и у политиков. Но надо ли было это делать?

Главная проблема в том, что идеологически все понимали, что это прекрасно, с одной стороны. С другой стороны, детальных расчетов последствий ни для бизнеса, ни для бюджета никто не делал.

Что мы имеем на сегодняшний день? Мы имеем полностью искаженную систему оплаты труда на государственной службе из-за этого повышения социальных стандартов. У нас теперь есть 14 категорий, которые получают одинаковую заработную плату. На сегодня врач получает такую же ставку, как и уборщица.

Сейчас взять работника на средний уровень на государственную службу или в государственное учреждение невозможно. Потому что нивелирована стоимость квалифицированного труда. Если ведущий специалист имеет такую же заработную плату, как заместитель начальника департамента, то как ты возьмешь человека на начальника управления или начальника отдела? У него нет никакой мотивации.

Это повышение, с одной стороны, политически выглядит очень красиво. Но в действительности на практике оно исказило систему оплаты труда. Оно усилило социальную несправедливость в системе оплаты труда.

economics-prorok


Комментрование закрыто.