Как Зернобанк на зёрна разобрали

14 июля, 2017

В России настолько участились случаи отзыва лицензии, что на это уже никто не обращает внимания. То же самое произошло и в случае Зернобанка в сентябре 2015 года, кредитное учреждение с горе пополам входило в топ 400 крупнейших банков.


Зернобанк

После отзыва лицензии интерес к кредитному учреждению у инвестбанкиров возрос до небывалых высот. Претендовали на Зернобанк все вплоть до региональной власти и управляющих из АСВ. Причём конечная цель этих интересов так и неясна, но подозрения всё-таки вызывает.

Спустя год в различных СМИ, начинает всплывать информация о том, что кредитное учреждение довольно часто задерживает платежи. Тогда, эта новость поразила достаточное количество людей, ведь кредитное учреждение было очень значимым для жителей региона. Примечательно и необычно, что местные власти действительно пытались вытащить Зернобанк из долгой ямы.

В ту же осень губернатор Алтайского края Александр Карлин выступил с обращением к руководителю Банка России Эльвире Набиуллиной с просьбой о санации Зернобанка. Глава региона даже самостоятельно предложил на роль санатора Сибсоцбанк, который контролируется администрацией Алтайского края.

Но несмотря на все попытки оставить Зернобанк 24 сентября у кредитного учреждения была отозвана лицензия. Ну уже позже, кредитное учреждение ждала уже заезженная история. Сотрудники ЦБ обнаружили пропажу активов размером в 1.1 миллиарда рублей, как выяснилось позже данная сумма даже не покрывала обязательства кредитного учреждения. События проходили стремительно.

Уже в декабре по решению арбитражного суда Алтайского края Зернобанк был признан банкротом. А в 2016 году ЦБ передал материалы для возбуждения уголовного дела в Генеральную прокуратуру РФ и МВД РФ. А 23 февраля 2016 года становится известной ещё одна новость — в результате долгой и продолжительной болезни уходит из жизни Николай Николаев, который уносит с собой все секреты этого учреждения.


Николай Николаев

Доподлинно неизвестно какие тайны скрывали хранилища Зернобанка, но становится очевидно, что проблемы у кредитного учреждения начались, когда уходить из банка собрался один из основателей, и постоянный клиент Александр Бедарев. Речь идет не о простом уходе, а о переводе всех своих активов в другое место, ну либо под ковёр, как в последнее время — это модно делать.

Естественно, биография Александра Федоровича полна интересных фактов. Начнём с того, что чиновник является заслуженным работником пищевой индустрии, депутат Алтайского краевого собрания и член фракции Единой России. В своё время господин Бедарев возглавляв Рубцовский мелькомбинат, а позже стал единоличным его владельцем, что для чиновника в наше время, вполне естественно. На данный момент предприятие имеет имя ОАО Мельник и оно являлось учредителем банка. В общем итоге этой группе физических и юридических лиц принадлежало более 29 % акционерного капитала банка. Ещё 27,39% акций банка принадлежало уже упомянутому Николаю Николаеву, бывшему комсомольскому работнику, который и создал в 1992 году Зернобанк.

Что касается господина Николаева то он создал ФПГ Золотое зерно Алтая, которое позже контролировало более 30% оборота муки и 11% хлебобулочных изделий в регионе. Таких же успехов в случае Зернобанка ,к сожалению, добиться не удалось. Хотя, безусловно, для региона и бизнесменов он был важен.

Зимой 2015 года происходит странное событие, Александр Бедарев дарит бизнесмену из Москвы Мергену Джимбинову 1 акцию Зернобанка. В своих интервью бизнесмен неоднократно отмечал, что банковский бизнес для него дело семейное, младший брат Мергена Джимбинова Константин в своё время был вице-президентом и главным бухгалтером Внешторгбанка, а также финансовым директором Альфа-Банка.

Примечательно, что тот же Константин Джимбинов фигурирует в числе партнеров столичной компании RB Partners, которое известно слияниями и поглощением разных компаний. Партнёр господина Джимбинова в этом деле – Константин Губин, который также получил щедрый подарок в виде 1 именной акции Зернобанка. Примечательно, что депутат Бедарев не скупился на подарки и также преподнёс презент Дмитрию Зайцеву, который является столичным предпринимателем.
С учётом состава покупателей совершенно очевидно, что имела место обычная схемная сделка по продаже банка. Дарение позволяло провести всю сделку, не обращаясь к остальным владельцам банка с предложением о предпочтительном выкупе.

И уже через месяц после таких подарков со счетов Александра Бедарева списываются акции Зернобанка и переходят в распоряжение господ Джимбинова, Губина и Зайцева. Очевидно, что московские предприниматели всего лишь переходное звено в данной схеме.
То же самое неожиданно происходит и с компанией ОАО Мельник. Производство муки в регионе, конечно не остановилось, но вот собственник у предприятия появился новый и был он житель Амстердама Херфстбос Б.В. Заморскому бизнесмену, к слову, ушло 91.89% акций завода.

Теперь после такой обширной сделки, семья Бедарева обязана была забрать свои активы и уйти по-английски. Оформив временную прописку в Новосибирской области, они подали 30 июня 2015 года в Дзержинский районный суд Новосибирска исковые заявления о взыскании с банка денежных средств, находящихся на их вкладных счетах. На средства был наложен арест, но это решение был оспорено. Позже судебная война закончилась в пользу Александра Бедарева, но это означало автоматическую гибель регионального Зернобанка. На 24 сентября было назначено заседание арбитражного суда, который должен был решить судьбу арестованных средств, но ЦБ принял решение отозвать лицензию.

После этого, активы Зернобанка переходят к АСВ, как известно к людям, которые умеют обращаться с денежными средствами. С людьми из АСВ несложно договориться о том, что после отзыва лицензии некоторые активы кредитного учреждения все ещё можно вывести. Услуга пользуется большой популярностью не столько среди классических рейдеров, сколько среди старых собственников, которые таким образом хотят «перезагрузить» свои активы. Практически то же самое происходит и в случае Зернобанка.

Представители АСВ через Арбитражный суд оспаривают сделки банка которые были совершены уже после смены собственников кредитного учреждения и накануне отзыва лицензии. Но никакого нового имущества банка выявлено так и не было. Зато в декабре 2016 и февраля 2017 г. проведены серии торгов, на которые был выставлено офисное имущество — банковское оборудование, мебель, предметы интерьера, офисная и бытовая техника. Только вот возникает вопрос куда же всё-таки делись права требования?

На данный момент известно, что судебное заседание по поводу отчёта от АСВ пройдёт 1 июня 2017 года. Но распутается ли данная ситуация с Зернобанком так и неизвестно. Но, схема, определённо хорошая.


Комментрование закрыто.